Найти тему
Ваш тайный советник

Вертикаль власти XVII века

Главными задачами воевод на местах были борьба с инакомыслием и узаконенные поборы с населения

Пребывая «на кормлении», воевода требовал ежедневных подношений.
Сергей Иванов. «Приезд воеводы» (1909)
Пребывая «на кормлении», воевода требовал ежедневных подношений. Сергей Иванов. «Приезд воеводы» (1909)

Воеводы были на Руси с незапамятных времен. Раньше так называли военачальников («воевода», дословно, — «водитель войска»). Однако с конца XVI века значение термина расширилось. Воеводы стали управлять и гражданским населением, превращаясь в руководителей территорий и городков.

Борьба с врагом — внешним и внутренним

Борьба с татарскими набегами предполагала целую оборонительную систему из опорных крепостей и засечных черт. Глубина этих убийственных для всадников искусственных буреломов достигала десятков километров, длина — тысяч! Чтобы обслуживать засечные черты — рубить лес, а там, где его нет, делать частоколы, валы, рвы и надолбы, — было необходимо организовать приграничное население. Ввести для него особую трудовую повинность, взимать засечные подати, формировать отряды засечной стражи. Все это требовало от военачальников особых управленческих навыков.

К опыту этих порубежных воевод вернулись сразу после Смутного времени. Новая династия Романовых, заполучив трон в 1613 году после 15 лет анархии и гражданской войны, сделала вывод, что опасен не только внешний враг, но и внутренний. Воевод стали сажать во все города. Они должны были выполнять обязанности военных комендантов — следить, чтобы город или уезд всегда мог выставить боевой отряд, а в приграничных городах, терпящих татарские набеги, воеводы нередко и сами бились с врагом.

На них возлагалось и поддержание порядка — как в городском хозяйстве, так и в общественной жизни. Воевода даже надзирал за тем, чтобы люди ходили в церковь и постились. Но пуще всего — чтобы не замышляли чего плохого против власти. В помощь воеводам было ужесточившееся при Романовых законодательство. Если раньше смертная казнь полагалась за десяток составов преступ­лений, то теперь список таковых расширился почти до шестидесяти. В том числе казнили за любую хулу царской власти (доносить об этом стало обязанностью), за церковные преступления (например, за прерывание службы в храме). Казнили публично и люто: четвертовали, колесовали, сжигали, сажали на кол, закапывали живьем в землю, лили в горло свинец, отрезали носы и уши… Натерпевшись от народа в Смутное время, власть взялась проводить политику устрашения.

Налоговых инспекторов сажали на цепь

Еще одной важной миссией воеводы был сбор налогов. Династия Романовых начала с того же, что и татаро-монголы перед тем как установить свое иго, — с переписи населения. Первым делом в регионы послали дозорщиков — описать всех людей и имущество, чтобы потом грамотно обложить территорию налогами (в татаро-монгольской версии данью). Воеводы (в татаро-монгольской версии баскаки) обязаны были обеспечить их собираемость с помощью целого штата подручных — старост, голов и целовальников. Эти должности были выборными — предполагалось, что к добытым у народа деньгам должны быть приставлены самые достойные люди, к рукам которых ни копейки не прилипнет. Обя­зуясь служить честно, они целовали крест — отсюда и название «целовальник». При других обстоятельствах, несмотря на все клятвы, эти профессии (аналог сегодняшних налоговых инспекторов и приставов) считались бы «хлебными». Но только не в ХVII веке. Разо­ренное Смутным временем население не могло вынести всех поборов, к тому же скоро начались войны с Польшей и Швецией, обернувшиеся внеплановыми большими налогами. Целовальники и старосты со своими обязанностями не справлялись — и оказывались крайними: отвечали за недоимки перед воеводой своим имуществом и здоровьем. Их нередко вместе с долж­никами ставили на правеж: целыми днями через определенные промежутки времени били батогами по икрам (иногда били так, что ломали ноги). А еще сажали на цепь или отдавали во временное рабство — пока не отработают долг.

Узаконенное вымогательство

Должность воеводы стала ключевым звеном новой вертикали власти. И одновременно хорошей кормушкой для отставных служилых людей из боярских и дворянских родов. Соискатели должности подавали челобитную в Разрядный приказ. После назначения их утверждали царь и Боярская дума. Некоторые претенденты в своих челобитных прямо так и просили послать их на воеводство «покормиться».

Воеводы заседали в приказных избах, в их подчинении был чиновничий аппарат — дьяки и подьячие. Как и воеводы, они получали жалование, которым, впрочем, не ограничивались.

Явившись на место службы, на первой же официальной встрече с «региональной элитой» воевода требовал «корм» — объявлял, чего и сколько ему понадобится от жителей города: подъемных денег, вина, еды, дров, сена для лошадей... И жители скидывались. Помимо этого, многие воеводы злоупотребляли властью — к государственным поборам добавляли еще и свои. Особенно этим грешили сибирские управители, удаленные от центра и имевшие дело с разными покоренными племенами. К примеру, те платили натуральный налог пушниной. К положенным нескольким шкуркам, взимаемым с каждого «налогоплательщика» в казну, воевода плюсовал еще пару-тройку в свою пользу.

Воевода был классическим временщиком. Срок службы в конкретном городе или уезде составлял от одного до трех лет. За это время надо было успеть серьезно улучшить личное благосостояние. Неудивительно, что народное недовольство быстро достигло предела. На Земском соборе 1642 года раздались голоса о том, что из-за воевод народ в городах обнищал. В то же время их прислужники, дьяки и подьячие, как жаловался обиженный люд, благодаря своему мздоимству «строят такие палаты каменные, каких раньше при прежних царях не было у самых великородных господ». Можно представить, как обогащались сами воеводы.

В 1648 году кто-то пустил слух, что царь своим указом велел честному народу побивать воевод камнями. Прокатилась волна беспорядков. Некоторые воеводы бежали с мест службы. Против народных обидчиков не раз открывали следствие. Но серьезно никто из них не был наказан.

Излюбленными жертвами воеводских вымогательств являлись торговцы, они повсеместно разорялись. Местная власть убивала торговлю. Чтобы положить этому конец, центральная власть в 1667 году установила для купцов по всей стране единые налоги, а их самих вывела из ведения воевод.

Неизвестно, чего было больше от этих царевых слуг — пользы или вреда. Пётр I, реформируя страну, отказался от малоэффективного, но очень «прожорливого» института власти — стал заменять воевод на губернаторов.

Автор текста: Владлен Чертинов

Интересный факт

Воеводская ОПГ

Нижегородский воевода Василий Коржбок изобрел оригинальную cхему наживы. Он выпускал из тюрем отпетых уголовников и засылал их в сельскую местность для выколачивания «милостыни». Общий сбор воевода и «братва» делили пополам. От Коржбка горожан избавил счастливый случай: однажды по пьянке он стал каяться в содеянных грехах и даже составил «акт» о своем постриге в монахи. Протрезвев, передумал. Но смекалистые нижегородцы оперативно отправили бумагу в Москву, и патриарх постриг утвердил.

Еще больше классных статей читайте на нашем сайте https://history1.ru/