Ранний подъём, ранние заморозки, ранние птицы. Раннее - всегда синоним преждевременного, досрочного. Раннее - всегда предвестник тревоги, потому что ранее - всегда нежизнеспособное. Раннее созревание, ранняя беременность, ранние роды. Почему здесь, в каждом словосочетании, мы так отчётливо видим опасную поспешность? И почему совершенно игнорируем её в другом словосочетании, ставшим ужасающе привычным? Толпы, толпы родителей ведут своих детей в организации под вывеской "Раннее развитие".
У меня слёзы наворачиваются на глаза, когда я вижу рекламные плакаты центров, обещающих обучить детей чтению в 4 года, английскому в 3, математике в 2, а к школе начать готовить аж с 1,5 лет. Я сегодня была в Эльгрине и снова видела этих растерянных малышей, едва поспевающих за родителями, которых целеустремлённые мамы и папы с яростным лицом тащат в АБВГДейку грызть гранит чего-то там.
Почему эти родители не видят очевидного? Полуторогодовалый карапуз развивается каждую минуту! Когда он исследует бельевые шкафы, когда он выдавливает из тюбика на пол зубную пасту, когда он копает ладошками землю. Ему просто не нужны развивающие занятия, упакованные в расписание и ограниченные по времени. Сразу вспоминается мне одна бабушка, которая уводила с лего-конструирования рыдающего ребёнка и говорила: "Твоё время закончилось, сейчас другие ребята будут заниматься". "Но я не успел достроииить". "Ну и брось, всё равно сейчас всё разберут". Даже комментировать не буду.
Трёхлетний карапуз никогда не откажется от игры, да вообще любой ребёнок именно в игре получает новые знания, расширяет свой кругозор, осваивает новые навыки. Хотите внести вклад в развитие своего ребёнка? Просто играйте с ним. Играйте в игры, подходящие ему по возрасту, разговаривайте , рассказывайте, увлекайте, отвечайте на вопросы, предлагайте ему каждый раз что-то новое - это всё, какие развивашки?..
Искусственный спрос на дошкольные развивающие центры сформирован спросом на популярные лицеи (поставлю акцент: не лучшие школы - а популярные лицеи). А спрос на последние искусственно формируется амбициями родителей, собственной неуверенностью и комплексами, которые за счёт детей рассчитывают компенсировать, или опять же собственными нереализованными мечтами или неосознанным чувством вины за неоправданные надежды своих родителей. Копать и копать. Но объективно выбор лицея родителем очень редко имеет прямое отношение к настоящим потребностям и интересам ребёнка, к его, например, врождённым математическим способностям, литературному таланту или билингвальному дошкольному детству.
Лучший дошкольный центр для ребёнка - это семья. И двор со сверстниками. И любая игровая площадка, где есть правила, но нет нормативов, где ребёнка не сравнивают и не оценивают. Где развитие не раннее и насильное, а своевременное, естественное и гармоничное.