Найти тему

Почему Люди Чувствуют Себя Виновниками Травмы

Как Освободиться от Самообвинения при ПТСР на Примере Травмы Полового Насилия

Несмотря на поговорку, время не всё лечит. По факту, время само по себе может усилить негативные мысли, которые, похоже, гнездятся в бессознательном уме и истощают нашу жизнеспособность, надежду и радость.

Один из худших "криминальных элементов" среди этих негативных самовнушений - грызущее чувство собственной вины. Многие жертвы межличностной (или иной) травмы в тот или иной момент начинают обвинять себя. Хотя это может выглядеть парадоксальным и откровенно непонятным для друзей, семьи и даже некоторых профессионалов - тем не менее это распространённое явление.

Самообвинение обычно начинается с простого вопроса - почему? Почему это случилось? Вам может быть интересно: "Почему это случилось со мной? Это не произошло с тем человеком, а со мной случилось!". Логически следует, что "если это произошло со мной, то, должно быть, что-то со мной не так".

Вторая волна самообвинения, разумеется, идёт из вопроса - что именно? Вы можете интересоваться: "Что я такого сделала? Чем я заслужила это?". И это может привести к мыслям вроде: "Не создала ли я неправильное впечатление о себе? Я расстроила этого человека? Не могла ли я давать двусмысленных знаков или одеваться как-то не так?"

Без ясного ответа ум на автомате попытается назначить винк чему-то, что вы сделали, подумали, сказали или могли бы сделать иначе. Например, нечто вроде: "Я не должна была доверять этому человеку, принимать от него выпивку, идти с ним в машину... я должна была кричать громче или драться сильнее".

Эти объяснения называют поведенческим самообвинением, когда вина присваивается какому-то конкретному действию. Положительный аспект этого вида обвинений - в том, что человек может дать обет никогда больше так не делать. И это предоставляет ему ощущение контроля, даже если переживания всё ещё неприятны.

Более чреватый вид самообвинения - характерологическое. Это происходит, когда самообвинение нападает на чей-либо характер, например, такие мысли, как "Я, должно быть, тупая, наивная или просто плохая". Этот тип самообвинения не только приводит к ужасному самочувствию, но и приводит в движение убеждение о том, что травма каким-то образом заслужена или может произойти ещё раз.

И третья волна самообвинения - размышления о том, "а что если бы только...". Примеры: "Если бы я только сделал то, или это, или не пошёл туда, не пошёл в армию, не надел эти вещи, если бы я только не пил так много, или не я пошла с ним в машину. Если бы только я поступил иначе, то это бы никогда со мной не произошло". И "если бы я не был настолько тупым или слабохарактерным, это бы не произошло никогда". Умозаключение из этого, опять же - следовательно, это всё по моей вине.

Эти три волны мышления: "почему", "что" и "если б только" - создают круговую логикк, которая лишь закрепляет стереотип самообвинения. Это по сути попытки осмыслить что-то, что не имеет смысла. Это способ создать оправдание, объяснение, ответ на неотвязный вопрос - как это могло произойти?

Люди делают так, потому что хотят, чтобы этого не происходило: "Этого не должно было случиться!". И это даёт им иллюзию контроля через обозначение "точной причины", но самообвинение - это ловушка, потому что его логика упускает критический фактор. Она исключает реального преступника, заслуженную мишень обвинения - насильника.

Если элемент ответственности насильника вводится в рассуждения, то это меняет весь разговор. Почему это произошло? Это произошло, потому, что у преступника были намерения, и он хотел, чтобы это произошло. Большинство таких событий запланированы и заранее обдуманы. У него были мысли, желания, план и сознательное намерение к действию, он полностью понимал, что он делает, не обращая внимания на другого человека.

Что вы сделали? Скорее всего, ничего сверх обыденного, и вы нормально отвечали на обычные социальные сигналы, принятые в знакомствах - носили красивую одежду или выпивали на вечеринке, где все остальные тоже пили.

Что если бы вы только сделали что-то по другому? В таком случае преступника это могло никак не задеть. Насилие могло даже усугубиться, и могло быть ещё хуже. Если преступник уверен в своём намерении, то он ищет возможности и способы его осуществить.

Ни логически, ни психологически невозможно, чтобы сексуальное насилие было на совести жертвы.

Скажем, на столе лежит кошелёк. Вы, скорее всего, кладёте свою сумочку или кошелёк с деньгами на стол, если вы у себя дома. Его сейчас могут украсть? Будем надеяться, что нет, но почему? Ответ: потому что для кражи необходим вор.

Воровства не может быть, только если вор не решит, осознанно, намеренно, забрать себе вещь, которая ему не принадлежит, и затем попытаться уйти от ответственности не пойманным. Вор может лгать, манипулировать, применять уловки, угрозы и/или насилие, но он полностью осознаёт, что его план - забрать себе чужое.

Короче, кошелёк или сумочка не могут украсть сами себя. Кошелёк можно оставить на видном месте со множеством денег внутри. И никакой кражи не произойдёт, только если кто-то не решит его украсть себе.

Так что давайте видеть вину там, где ей самое место. Мы все согласны, что хотелось бы, чтобы такие события не случались никогда. Мы можем хотеть, чтобы всё было иначе. Мы может приводить себя в гнев по этому поводу, и оплакивать и горевать по своим утратам.

Но одно можно точно утверждать - это не ваша вина. Вы можете сожалеть о том, что сделали или не сделали что-то, но вы не совершали преступление. И не существует никаких гарантий тому, что этого бы не произошло, даже если бы вы сделали или не сделали что-то, о чём сожалеете. Преступник - виновная сторона. А вам пора выйти из тюрьмы за преступление, которого вы не совершали.