Что не так с игровыми методами обучения?

3,9K прочитали

Как говорил В.А. Сухомлинский, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся советский педагог.
Василий Александрович Сухомлинский, выдающийся советский педагог.

Но это утверждение в полной мере соответствует только детям дошкольного возраста и ещё, может быть, ученикам младших классов. Для них игра – это способ познания мира, серьёзная форма воспитания, основной их труд, через который ребёнок приобретает новые навыки, умения, знания.

Игра для детей до 6-7 лет – естественное состояние. Игровая форма обучения для них оптимальна, так как они просто ещё не умеют учиться.

Однако если «заиграться», то переход в нормальную учебную деятельность для ребёнка может обернуться очень большими трудностями.

Особенно это актуально для детей-дислексиков, которым для обучения нужна мотивация.

Дети уже к концу первого класса должны чётко представлять, что учёба – это труд и основной вид их деятельности на многие годы вперёд.

А как к этой деятельности можно относиться серьёзно, если процесс обучения идёт в игровой форме?

Да, элемент игры в обучении младших школьников всегда был и будет, но игра должна быть именно элементом, а не основной деятельностью.

Вот с какими ситуациями приходится сталкиваться родителям детей, которые слишком заигрались:

Из статьи узнайте о том, почему игры мешают детям учиться.-2

Игра не готовит левое полушарие к школьной нагрузке

Эта ситуация говорит только о том, что ребёнок «заигрался», у него заторможено развитие, в первую очередь, притупилась работа левого полушария. А ведь активизация левого полушария и обеспечение его доминирования – вот одно из основных условий для успешного обучения ребёнка в школе, а тем более ребёнка-дислексика.

О том, какое влияние на жизнь человека оказывает доминация правого или левого полушарий мозга, написано в этих материалах:
*Зачем дислексику активизировать работу левого полушария мозга?
*Полушария мозга: за что они отвечают и при чём здесь дислексия?

Игра не готовит левое полушарие к школьной нагрузке, во время игры оно отдыхает, поэтому не происходит развитие. Как результат, дети остаются в инфантильности, то есть у них наблюдается незрелость в развитии, сохранение в поведении черт, которые присущи более ранним возрастным этапам.

Детям необходимо прививать навыки интеллектуального труда, учить их самостоятельности и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.

Именно поэтому в Школе для дислексиков всех возрастов Татьяны Гогуадзе не используются игровые методы, дети учатся по-настоящему.

Цель программы "Успешный Старт" –

сделать так, чтобы каждое занятие приносило результат. Благодаря такому подходу дети действительно «научаются», они понимают, зачем им надо делать то или иное упражнение.

И дислексические проблемы отступают.

И результат не заставляет себя ждать – всего за 14 дней курса коррекции ученики, которые ещё недавно с трудом читали вслух, писали неразборчиво с огромным количеством ошибок, полностью преображаются. Чтение становится беглым, строчки на письме перестают прыгать, уравновешивается психоэмоциональное поведение, а многие дислексические проблемы отступают.

Один из секретов столь быстрого изменения состояния ребёнка как раз и заключается в отказе от игровых методов.
О том, что говорят сами ученики Татьяны Гогуадзе и их родители о «чудесах» на курсе коррекции дислексии «Успешный старт», можно узнать на YouTube-канале автора.