Найти тему
Вижу красоту

Гжельский фарфор. Золотая медаль выставки в Загребе 1977 года

Zagrebački velesajam (1977). Источник: https://www.dlib.si/details/URN:NBN:SI:img-953RPWEI
Zagrebački velesajam (1977). Источник: https://www.dlib.si/details/URN:NBN:SI:img-953RPWEI

Друзья, выполняю своё обещание представлять отечественный фарфор-победитель международных профессиональных смотров и сегодня представляю награду Гжели 1977 года.

Золотую медаль осенней выставки-ярмарки 1977 года в югославском Загребе вновь получил гжельский сувенирный самовар Людмилы Азаровой. О нём я уже делал две заметки ранее:

Гжельское «Чаепитие» Людмилы Азаровой – золотая медаль Всемирной выставки 1967 года в Монреале

Цены и объёмы производства посуды в Гжели в 1976 году

Zagrebački velesajam (1963). Источник: http://athena.muo.hr/?object=detail&id=9702
Zagrebački velesajam (1963). Источник: http://athena.muo.hr/?object=detail&id=9702

Загребская международная осенняя ярмарка / Zagreb International Autumn Fair / в 1977 году отмечала своё 30-летие второго рождения при коммунистическом режиме. Сегодня же дата основания Ярмарки снова отнесена к инициативе хорватских бизнесменом 1924 года. Эта старейшая ярмарка традиционно считается наиболее важной и престижной в балканском регионе. Ежегодно на неё съезжаются более 2000 экспонентов из 37 стран, количество посетителей превышает 200 тысяч. Постоянными участниками ярмарки, помимо республик бывшей Югославии, являются ведущие страны Европы, Азии, Северной Америки.

Zagrebački velesajam (1947–1977). Источник: aukcije.hr
Zagrebački velesajam (1947–1977). Источник: aukcije.hr

СССР, начиная с послевоенных лет, более сорока раз принимал участие в Загребской ярмарке на экспозиционной площади 1200–1500 кв.м и являлась главным торговым партнером Хорватии. Последнее участие СССР в международной ярмарке в Загребе состоялось в 1988 году. Современная Россия вновь приняла участие в выставке только в 2004 году.

-4

Диплом: Zagreb International Autumn Fair 1977

Загребская международная ярмарка. Комиссия по оценке качества продукции, экспонированной на осенней выставке в Загребе 1977 года. «Самовар» (Гжельский фарфоровый завод) награждён золотой медалью. 9 сентября 1977 года.

Взгляните на диплом и обратите внимание на изображённые варианты самоваров. Представленный рядом Патент на промышленный образец, при прочтении полного текста его описания на сайте Федерального института промышленной собственности, объясняет что эти самовары являются подвидами одной модели Людмилы Азаровой:

-5

- 1-й вариант характеризуется округлой формой тулова, незначительной приподнятостью основания, наличием цилиндрического пояска в верхней части тулова, формой носика чайника в виде стилизованной поющей птицы, наличием декоративных элементов, акцентированных синим цветом, выполнением хватка в форме шишечки; декоративной росписью поверхности гжельские розы в окружении маков;

-6

- 2-й вариант характеризуется округло-приподнятой формой тулова с резким усечением и переходом в конусообразную форму к высокому основанию цилиндрической формы, наличием короткого изогнутого носика чайника, выполнением хватка крышки в форме цветка и наличием фигурных элементов на крышке, изогнутых ручек с завитками и краника с поворотной комфоркой, лёгкой декоративной росписью гжельские цветы в виде головок мака;

-7

- 3-й вариант характеризуется вытянутой округлой формой тулова с плавным усечением и переходом в конусообразную форму к высокому основанию цилиндрической формы, наличием короткого изогнутого носика чайника, хватка в форме шишечки, наличием декоративных элементов с завитками, акцентированных синим цветом, декоративной росписью поверхности гжельские цветы с контурной обводкой лепестков.

Источник: https://www1.fips.ru/
Источник: https://www1.fips.ru/

Интересно, что на фоне двукратного мирового признания оригинальности русского сувенирного самовара и народной любви на родине, отечественные искусствоведы раскритиковали это гжельское изделие.

Официальный источник Гжели: Палата народных промыслов и ремёсел

Шкатулка «Самовар» (модель 1971 года) стала визитной карточкой всего гжельского производства фарфора. На международной ярмарке в Загребе (Югославия,1977) шкатулка «Самовар» отмечена Золотой медалью «За качество продукции». Но вместе с тем работа художницы вызвала отрицательную реакцию искусствоведов, занимающихся историей развития гжельского производства. Например, Т. И. Дулькина и Н.С. Григорьева заметили: «Использование самовара, пусть даже фарфорового, в качестве шкатулки вызывает недоумение. Сложная конструкция затрудняет обращение с предметом: прежде чем открыть крышку, нужно снять с нее чайник, самовар воспринимается скорее как сувенир, и в этом качестве его появление более оправдано…Эту шкатулку нельзя воспринимать как художественное произведение, продуманное и прочувствованное. Здесь ощущается лишь стремление воспроизвести уже сложившуюся в другом материале форму и создается в угоду пустой занимательности и необычности, приучает идти по пути дешевого успеха и дурного вкуса… и уходит за грани искусства». Несмотря ни на что, шкатулка-сувенир «Самовар» Л. Азаровой является уже 40 лет популярнейшим изделием гжельского фарфора.

Спичечный коробок из сувенирного набора. 1970-е. Государственный исторический музей / Инв.№ ПМд-2414/17. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20786948
Спичечный коробок из сувенирного набора. 1970-е. Государственный исторический музей / Инв.№ ПМд-2414/17. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20786948

Ралия Рифгатовна Мусина: «Символом чистого декоративизма стал гжельский самовар. Он существует в нескольких вариантах. Самовар, имеющий смысл самовара-сувенира, действительно, наиболее удачен по пропорциям в меньшем размере. Стремление к правдоподобию, мнимой функциональности в самоваре большего размера прямо пропорционально утрате художественного качества, превращает его в символ безвкусицы, неоправданности затрат материала и сил».

Людмила Азарова. 1970-е. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала «Высшая школа народных искусств» / Инв. № ФС-911. Госкаталог: 10620121. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10734877
Людмила Азарова. 1970-е. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского филиала «Высшая школа народных искусств» / Инв. № ФС-911. Госкаталог: 10620121. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10734877
Мусина Р. Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с.: ил.

В конце 1960-х годов в устойчивом поступательном процессе развития традиции народного искусства произошло перемещение акцентов. Если раньше, в период возрождения промысла, профессиональный художник, обращаясь к наследию народного искусства пытался дать ему вторую жизнь, полностью подчинив при этом свое творческое «я» традиционному и коллективному началу народного искусства, то теперь преобладающая сила творческой индивидуальности профессионального художника окрашивает современное искусство Гжели, питая своими новыми идеями многочисленный коллектив мастеров. Снова, как и в наиболее яркие, выдающиеся периоды гжельского искусства, творческие искания художников в пластике вышли за пределы собственно фарфоровой скульптуры. Самые остростилевые решения были предложены в посудной группе.

Современные гжельские художники, вернувшись на путь пластической изобразительности, существенно обогатили художественные возможности промысла. Этот метод стал особенно плодотворным в искусстве Гжели 70-х годов. После эмоционально сдержанного искусства 60-х годов наши художественные пристрастия оказались во власти настроений «ретро», в которых определяющей стала особая чувствительность к проявлениям интимного, камерного, рукотворного в искусстве, тяга к человеческому теплу и атмосфере уюта. Отмеченные выше изменения в гжельском искусстве и были шагом в сторону такого эмоционального прочтения наследия, отвечали назревавшим художественным потребностям времени. Деятельность по развитию традиций искусства народного, рукотворного, уходящего своими корнями в крестьянскую культуру, оказалась благодаря этому в струе художественно-стилевых исканий своего времени, стала созвучной эстетическим вкусам потребителя.

В развитии гжельского искусства появилось немало положительных моментов: оно заметно разнообразилось по тематике, ассортименту, характеру художественного воплощения. В предложениях художников все меньше оставалось вещей обыденных. Проводилась в жизнь установка на то, что гжельское искусство должно быть не только функциональным, но и обязательно художественно осмысленным, стилистически связанным с традициями промысла. Это способствовало внеконкурентности, неизменному успеху гжельского фарфора у покупателей. В массе фарфоровой продукции он заметно выделялся не только совершенной ручной росписью, затейливой формой вещей, но и оригинальностью творческого замысла в целом, ярко выраженной принадлежностью к прославленному центру русского народного искусства.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив