Сейчас, когда зацвели яблоневые сады, а дачные участки украсились всеми сортами тюльпанов, нарциссов, примул и других первоцветов, инстаграм просто переполнен фотографиями цветов, лепестков, жучков на лепестках, капель дождя и прочей весенней скоротечной красоты. Ну а почему бы не "остановить мгновение", если для этого всего и нужно, что достать телефон, открыть камеру и сделать серию кадров, из которых потом можно будет отобрать самые удачные и выразительные.
Во времена пленочных фотоаппаратов позволить себе такую роскошь - делать много кадров наудачу могли немногие. Обычно взаимоотношения фотографа-любителя с техникой и комплектующими строились по принципу расчетливой экономии.
Если реактивы для проявки и печати фото в свободной продаже встречались часто, то с пленкой обычно были проблемы. Отсюда вытекала необходимость тщательно готовить каждый кадр, рассчитывая правильную выдержку, оценивая расстояние до объекта и ловя бесценные моменты, когда объект в объективе начинал выглядеть так, как хотелось бы фотографу...
Навыки любого фотографа-любителя, когда-то казавшиеся совершенно обычными, сегодня, с точки зрения использования цифровых камер, выглядят какими-то невероятно впечатляющими. Ведь любой пацан или девчонка лет 10-12, которому показали, как обращаться с какой-нибудь простейшей "Сменой 8М", умели наощупь, в полной темноте намотать пленку на кассету, заправить ее в фотоаппарат, а потом, после того, как все кадры будут отсняты, точно так же в темноте, поместить пленку в специальный бачок для проявки.
Процесс проявки пленки особо сложным нельзя было назвать, хотя без знания определенных тонкостей тоже не обойтись. Так, например, покупной проявитель нередко требовалось фильтровать, т.к. в порошке встречались посторонние частицы. Мне, будучи дочерью мамы-химика, в этом плане здорово повезло: мама с работы приносила упаковки круглой фильтровальной бумаги, которую я в младших классах использовала в качестве оригинальных промокашек (ни у кого таких не было, а значит - это круто :)), ну а в более старшем возрасте приспособила для фильтрации проявочного раствора (дедушка в деревне эти фильтры тоже использовал очень эффективно - очищал через них домашних самогон).
Сделали раствор, отследив температуру (по неопытности пару раз мне приходилось заливать проявитель очень горячий водой. Довольно быстро я научилась пользоваться для этих целей термометром - опять же спасибо маме, которая принесла его с работы). Слили проявитель в баночку для последующего использования (не выливать же такое добро!), прополоскали пленку в чистой воде, потом залили ее проявителем и еще раз промыли водой.
А вот после этого наступал самый волнующий и тревожный момент: развесив проявленные пленки сушиться на бельевой веревке, осторожно держа их за краешки, начинаешь тревожно всматриваться в отснятое: получилось или нет, не засветилась ли случайно пленка, не испорчены ли какие-нибудь кадры? Как же интересно было всматриваться в эти странные изображения, где все светлое виделось темным, а темное - светлым, как интересно было в почти неузнаваемых лицах угадывать подружек и разные предметы...
Ну а дальше начиналось священнодействие с печатью фото. Кто-то в качестве "лаборатории" использовал кладовку, кто-то ванную, а мы с папой обычно занимались фотопечатью прямо в комнате, дождавшись ночи и плотно-плотно задернув все шторы. Это были, пожалуй, одни из самых ярких воспоминаний детства: во-первых, тебе разрешают не ложиться спать в обычное время, а можно "по-взрослому" сидеть допоздна; а во-вторых, вся эта обстановка с темнотой, включенным красным фонарем и точными, выверенными движениями при работе с фотоувеличителем и растворами, выглядело очень таинственно, завораживающее и позволяло тебе, ребенку, ощутить свою сопричастность к искусству, к рождению красоты.
Резкие, "химические" запахи проявителя и фиксажа, налитые в кюветы или какие-нибудь подходящие по размеру посудины, новенькая пачка фотобумаги, которая тоже имеет свой характерный, своеобразный запах, знаменуют начало таинства. В фотоувеличитель вставляется пленка, бумага укладывается в кадрирующую рамку, корпус увеличителя поднимается/опускается на нужную высоту и, когда размер и расположение объектов на будущем снимке устраивают фотографа, красный фонарь выключается и включается лампочка на фотоувеличителе.
Затем снимок погружают в проявитель - и это так здорово, наблюдать, как на бумаге все четче и четче проступает изображение, затем фотографию полощут в чистой воде и опускают в закрепитель - все как при работе с пленкой. Обычно до окончания процесса печати фото все снимки плавают в тазу с чистой водой, после чего их развешивали для просушки или, как делали мы с папой, обрабатывают фото в глянцевателе. Многие эстеты от искусства фотографии предпочитали еще пользоваться резаком, который мог сделать либо ровную, либо фигурную кромку по краю снимка.
Ну а дальше пачка свеженьких фотографий с гордостью демонстрировалась всем, кто только соглашался на нее взглянуть, ну а потом раскладывалась по фотоальбомам. Помните эту старую советскую традицию - вручать гостям пухлый альбом, занимая их рассказами, кто, в каком году и в какой местности был запечатлен на каждом снимке? И ведь большинство этих снимков было сделано, проявлено и отпечатано вручную, в домашних условиях... То, что в те времена называлось "любительством", сегодня выглядит настоящим профессионализмом :)
А вам приходилось печатать фотографии своими руками?
*******************************************************
"Жигули" - телевизор с проигрывателем