В этой части будут более суровые танки, чем в предыдущей.
Т-35
После окончания Первой мировой войны во многих странах начались эксперименты со всякой монструозной бронетехникой. Не стал исключением и Советский Союз.
К концу 1920-х годов на вооружении бронетанковых войск СССР стояли практически только легкие танки Т-18. А вот с тяжелой бронетехникой были проблемы - из таких машин в Красной армии было некоторое количество отбитых у белогвардейцев британских танков Mk.V, которые к этому времени устарели и морально и физически. Поэтому Управление механизации и моторизации РККА потребовало к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва. Что и было сделано инженерами специализированного конструкторского бюро под руководством Н.В. Барыкова. Правда, первый прототип танка оказался на семь тонн больше, но военных это устроило и они попросили лишь устранить некоторые косяки по двигателю, трансмиссии, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28. В итоге, второй прототип поправился еще на несколько тонн. В процессе производства (кстати, это был первый советский серийный тяжелый танк) в конструкцию машины неоднократно вносились изменения, так что последние экземпляры весили уже 58 тонн. Т-35 производился с 1932 по 1939 год на Харьковском паровозостроительном заводе. Всего было выпущено 59 машин.
До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе маневров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР.
Эти танки принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского военного округа, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей.
Бронирование - 10-70 мм. Вооружение - 76.2-мм пушка КТ-28, две 45-мм пушки 20К и шесть-семь 7.62-мм пулеметов ДТ. Экипаж одиннадцать человек.
Двигатель бензиновый, мощностью 500 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 29 км/ч, по пересеченной местности - 14 км/ч.
Т-34-76
Думается мне, что особо расписывать самый узнаваемый, массовый и успешный танк Второй мировой войны смысла нет. Все и так в курсе, что Т-34 был разработан перед войной конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.
Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существовавшие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76.2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м. Эта модификация танка получила название Т-34-76.
Всего было выпущено 35 330 экземпляров Т-34 и Т-34-76.
Бронирование - 15-45 мм. Вооружение - 76.2-мм пушка Ф-34, два 7.62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека.
Двигатель дизельный, мощностью 500 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 54 км/ч, по пересеченной местности - 36 км/ч.
Музейный экземпляр 14 июля 2016 года подняли из реки Дон у села Украинская Буйловка в Воронежской области. Сначала хотели было танк покрасить, но потом решили оставить в том виде, в котором нашли.
Танк был произведен в 1942 году и был одним из примерно тысячи, выпущенных Сталинградским тракторным заводом. Является единственным дожившим до наших дней танком, собранным на этом заводе.
Т-34-85
Последняя модификация танка Т-34, принятая на вооружение 23 января 1944 года, и отличающаяся более мощной пушкой, а также некоторыми конструктивными доработками.
Всего было произведено 25 914 этих танков в СССР и 4 665 по лицензии в Польше и Чехословакии. А если учесть и предыдущие модификации Т-34, то получится более 65 800 экземпляров, что делает его самым массовым танком в мире.
Официально Т-34-85 снят с вооружения в Российской Федерации в 1993 году. Но в десятке стран третьего мира этот танк все еще используется.
Толщина брони от 15 до 90 мм. Вооружение - 85-мм пушка Д-5 (ранняя версия) или 85-мм пушка ЗИС-С-53 (более поздние версии танка), два 7.62-мм пулемета ДТ. Экипаж пять человек.
Двигатель дизельный, мощностью 500 лошадей. Максимальная скорость по шоссе - 54 км/ч, по пересеченной местности - 24 км/ч.
Сами догадываетесь, что до наших дней дошло очень много Т-34 различных модификаций. Эти танки есть в любом российском военном музее, а также большое количество этих машин используется в качестве памятников. Впрочем, такое наблюдается не только у нас, но и в некоторых бывших республиках не менее бывшего СССР, а также в бывших странах Варшавского договора.
КВ-85Г
Появление в 1942 году нового немецкого тяжелого танка "Тигр" в одночасье сделало советский тяжелый танк КВ-1 и его "скоростную" модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для орудия "Тигра" особой трудности, а 76-мм пушка ЗИС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню немецкого танка с дистанций, не превышающих 200 метров. В этих условиях были форсированы работы по разработке нового тяжелого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, способных пробить броню "немца". По результатам обстрела трофейного "Тигра" было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление №3289 "Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок". В нем перед конструкторами ставились задачи о разработке танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжелый танк ИС. Идея вооружить танк КВ 85-мм пушкой появилась еще до Великой Отечественной войны и несколько раз предлагалась на ее раннем этапе, но, как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Разработать новые орудия было поручено Центральному Артиллерийскому Конструкторскому Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторскому Бюро артиллерийского завода №9 под руководством Федора Федоровича Петрова. ЦАКБ представило 85-мм орудие С-31 на базе серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5, а КБ завода №9 создало 85-мм пушку Д-5Т на базе серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.
К 20 июля 1943 года опытный завод №100 собрал два опытных танка КВ, вооруженных этими орудиями. Первым из них был "Объект 238", он же КВ-85Г. Индекс "Г" в названии означал "пушка Грабина", т.е. С-31, которая была установлена в штатную башню КВ-1с. Вторым опытным танком был "Объект 239" или КВ-85, построенный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода №100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для нее еще не был готов), то ее установили на шасси КВ-1с, снабдив орудием Д-5Т. В итоге оказалось, что с новой пушкой в башне КВ очень тесно, да и орудие С-31 сильно уступает своему конкуренту. Так что в серию пошел танк КВ-85, а КВ-85Г, сделанный в единственном экземпляре, отправился в музей.
Бронирование - 20-100 мм. Вооружение - 85-мм пушка Д-5Т и три 7.62-мм пулемета ДТ. Экипаж четыре человека.
Двигатель дизельный, мощностью 600 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 42 км/ч, по пересеченной местности - 15 км/ч.
ИС-2М
ИС-85 (ИС-1) и КВ-85 были приняты на вооружение в сентябре 1943, однако уже в конце того же года стало ясно, что они обладают недостаточным для тяжелого танка вооружением. Опыт боевого использования 85-мм пушки Д-5 на противотанковой самоходно-артиллерийской установке СУ-85 и опытные стрельбы по трофейным немецким тяжелым танкам показали, что орудие Д-5Т не позволяет достичь решительного превосходства над вооружением немецкой бронетехники, более того, по своей бронепробиваемости оно уступает немецким 88-мм танковым пушкам и 75-мм пушке KwK 42 L/70, установленной на танке "Пантера". 85-мм пушка Д-5Т на дистанции 500—1000 метров калиберным бронебойным снарядом могла пробить лоб немецкого тяжелого танка "Тигр I" только при попадании, близком к нормали (т.е. перпендикулярно броне), а верхняя лобовая деталь "Пантеры" не пробивалась вовсе. Это ставило новый советский тяжелый танк в невыгодное положение на фоне постоянно увеличивающейся численности "Пантер" на советско-германском фронте
Однако башня и конструкция монтажа орудия у танка ИС имели значительный резерв по установке более мощных артсистем, так что в сентябре 1943 года известный советский артиллерийский конструктор Ф. Ф. Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода №100 Ж. Я. Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и даже 152 мм. Котин выбрал для усиления вооружения танка ИС 122-мм пушку А-19, которая была доработана для установки в танк и получила название Д-25Т.
ИС-2 по своей сути являлся дальнейшим усовершенствованием танка ИС-1, который, в свою очередь, был глубокой модернизацией предыдущей модели тяжелого танка КВ-1. По сравнению с ИС-1 более чем значительно было усилено вооружение, а на модификациях образца 1944 года со спрямленным лобовым бронированием также была повышена защищенность от огня противника во фронтальном секторе.
Толщина брони от 20 до 120 мм. Вооружение - 122-мм орудие Д-25Т и три 7.62-мм пулемета ДТ. С января 1945 года на ИС-2 стали устанавливать крупнокалиберный 12.7-мм зенитный пулемет ДШК. Экипаж четыре человека.
Двигатель дизельный, мощностью 520 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 37 км/ч, по пересеченной местности - 15 км/ч.
В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания его эксплуатационных характеристик. Эти танки получили обозначение ИС-2М. Собственно, одна из таких машин и находится в музее. С вооружения Российской армии ИС-2М были сняты в 1993 году.
ИС-3М
Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием "Кировец-1" началось в конце лета 1944 года. При разработке танка, в итоге получившего название ИС-3, были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название "щучий нос". Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту.
Первая опытная партия новых тяжелых танков покинула заводские цеха в мае 1945 года, поэтому принять участие в Великой Отечественной войне они не успели. Так что эту боевую машину чаще считают одним из первых послевоенных советских танков.
В 1952-1953 годах была проведена модернизация танков, получивших обозначение ИС-3М.
Танк был снят с вооружения МО РФ Указом Президента РФ от 26 сентября 1997 года.
Бронирование - 16-110 мм. Вооружение - 122-мм орудие Д-25Т, 12.7-мм пулемет ДШКМ и 7.62-мм пулемет ДТМ. Экипаж четыре человека.
Двигатель дизельный, мощностью 520 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, по пересеченной местности - 20 км/ч.
Окончание следует...