В своих статьях, я часто обращаюсь к теме развития в ядерного щита СССР.
Это основополагающая отрасль помогала, стране Советов, долгое время сохранять паритет сил на международной арене. А значит существовать в рамках независимого социалистического государства. (Плохо это было или хорошо — уже другой вопрос.)
Я уже писал, о значимой роли в ней бакинцев: Керима Керимова, развивавшего средства доставки ядерного оружия, Бориса Ванникова, руководившего проектом создания атомной и водородной бомбы. Сюда же можно причислить академика Евгения Фейнберга, выдающегося физика-теоретика, дружившего с Сахаровым или блестящего Гасана Абдуллаева, стоявшего у истоков советской микроэлектроники (систем управления ракетами). А есть еще Ландау, Альтшуллер и многие другие ...
Но каждый раз, когда я пишу о очередном известном бакинце, появляются комментаторы, которые высказываются в уничижительном ключе. Типа, "какие-такие бакинцы, все вы были чабанами". Когда комментарии принимают такой хамский оборот, я их удаляю, но намного сложнее с вроде адекватными, но по сути преследующими ту же цель.
Например, вот с такими:
Я пишу статью, предоставляю скрины распределения полномочий, даю цитаты от участников проекта, даже обращаюсь к характеристике на оф.сайте Росатома, а один комментарий, разом, перечеркивает все — "публикация не соответствует действительности".
И ведь самое смешное, что и Берии, и Курчатову, путевку в жизнь, тоже дал Баку.
Малоизвестные факты биографии Игоря Васильевича Курчатова
Вообще, в кругу близком к исследованиям атомной энергии советского периода, существует достаточно распространенное мнение, что Игорь Курчатов был далеко не первым среди участвовавших в атомном проекте ученых. В лучшем случае "одним из". А право руководителя и слава создателя ему досталась по национальному признаку.
Он с Сахаровым были чуть не единственными русскими в большой группе ученых, в основном еврейской национальности.
Впрочем, это всего лишь не подтвержденные ничем слухи.
Добакинский период
Игорь Курчатов родился в небольшом южно-уральском городке Сим. В 1903 году. Его родители были образованными людьми: отец — выпускник землемерного училища, мать — учительствовала.
Как выяснилось позже, уже в нынешние времена, Курчатова крестили, а один из его дедов был приходским священником.
Официальная биография Игоря Курчатова, во многом вылизанная советской пропагандой, сказка. Многие данные о нем были уничтожены или исправлены. Даже архивы подчищены. Поэтому нахождение церковно-приходской книги или рукописи кого-нибудь из его современников, это большая удача.
Когда Игорю исполняется 5 лет, семья переезжает в Симбирск. В 8 лет, он идет в гимназию. На следующий год новый переезд — в Симферополь.
Курчатовы живут очень бедно, поэтому одновременно с учебой, Игорь получает специальность слесаря. Работает на заводе.
В 1920 году, в возрасте 17 лет, получает аттестат о окончании восьмилетнего курса в гимназии. В этом же году поступает в Таврический Университет, на физико-математический факультет.
Биографы пишут, что Курчатов окончил его экстерном, за три года, а потом поступил сразу на третий курс Петроградского Политеха (факультет кораблестроения). Но документов по этому поводу в архивах нет. Да и не понятна смена направления.
Более того, уже в 1924 году, Курчатов в Баку — работает ассистентом на кафедре физики Азербайджанского Политехнического института.
А в 1925 году, Игоря Курчатова замечает академик Иоффе и приглашает в Питерский Физтех.
Такова официальная версия.
Бакинский период
На самом деле все было не так.
Правду мы можем узнать из биографии учителя Курчатова, давшего ему путевку в жизнь — Усатого Семена Николаевича.
Семён Николаевич Усатый — советский военно-морской деятель, специалист в области электрических машин. Заслуженный деятель науки и техники АзССР. Профессор, основатель и заведующий кафедрой электрических машин Военно-морской академии. Один из создателей школы электромашиностроения, инженер-флагман 3-го ранга (1939). Был учителем И. В. Курчатова и Н. Н. Семёнова. Направил их для дальнейшей работы к Академику А. Ф. Иоффе.
Как и сказано в биографии Курчатова, он на самом деле поступил в Таврический Университет в 1920 году.
Это учебное заведение было совсем молодое, созданное в 1918 году, поэтому учителей набирали со всего Союза. Так туда в том же, 1920 году, поднимать Университет, попадает профессор Усатый.
Он уже маститый ученый, поэтому сразу же разворачивает исследовательскую работу на кафедре физики, привлекая в качестве помощником самых прилежных первокурсников.
Выбор падает на троих: Курчатова, Луценко и Синельникова.
Как позже писал сам Курчатов, они работали препараторами — занимались подготовкой составляющих для экспериментов.
В 1923 году, Семену Николаевичу Усатому предлагают отдельную лабораторию в Баку, созданную на базе сразу двух вузов: Азербайджанского Государственного Университета и Бакинского Политехнического Института.
Он соглашается, а на следующий год зовет к себе всех трех помощников.
Курчатову, как, уже в юном возрасте, проявившему организаторские способности, Усатый дает место своего ассистента.
Семен Николаевич, которому в это время 50, относится к молодым ученикам, как к собственным детям. Поселяет их в своей большой квартире, кормит завтраком и ужином.
Своих детей у профессора не было, а его жена привыкла к такой среде. (О жене отдельный разговор, она была сестрой жены Иоффе, к которому потом пойдет работать Курчатов.)
Дополнено (26.07.2024): по появившейся информации от правнучки Семена Николаевича Усатого, у него было три дочери: Наталья, Вера и Елена.
Приношу извинения за неточность в статье. Ориентировался на справочные издания, которые как оказалось не всегда верны.
У Усатого Курчатов знакомится с Зинаидой Лобановой, изыскания которой стали темами первых научных работ Курчатова.
Лобанова Зинаида Евгеньевна (р. 1892), физико-химик, кандидат физ.-мат. наук. Работала в Азербайджанском государственном университете. Последние годы (до выхода на пенсию) — доцент Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова. Работы в области физики диэлектриков и физической химии. ... Ученый секретарь Урановой комиссии АН СССР (1933—1939). Был в числе первых советских исследователей физики космических лучей и первых — применивших для этих целей толстослойные фотоэмульсии. Основные работы в области физики космических лучей, ядерной физики и ускорительной техники.
Лобанова вспоминала:
В дальнейшем, совместные труды с Лобановой и дружеские отношения Иоффе, позволили Усатому рекомендовать Курчатова для работы в ЛФТИ.
Так, Игорь Васильевич Курчатов начал свое восхождение.