«Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны», - в этом был уверен французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик Сент-Экзюпери. Вот только детство у всех разное. А преступность – она тоже из детства. Впрочем, это – поэзия. А мы сейчас – о прозе: о подростковой преступности в Туве о об особенностях работы подразделений по делам несовершеннолетних в условиях пандемии.
Повод и причина
Повод написания этого материала, конечно, приближающийся День образования подразделений по делам несовершеннолетних в системе органов внутренних дел. Он будет 31 мая. А причина – тревожная статистика: преступность молодеет.
31 мая 1935 года Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской безнадзорности и преступности». При отделах милиции создали секции по борьбе с детской беспризорностью и бесконтрольностью, детские комнаты для приема заблудившихся детей. В военные годы выявляли беспризорных детей, оказывали им помощь, направляли в сиротские учреждения.
Конечно, это были не первые структуры с такой задачей. О важности проблемы говорит то, что сразу после революции этим занималась ЧК, а чуть позже - ГПУ при НКВД (Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел), в общем – органы госбезопасности.
Сейчас практически нет беспризорности и безнадзорности, но многие проблемы остались. А подразделения по делам несовершеннолетних стали одним из главных звеньев системы профилактики. Борьба с криминальными проявлениями совершаемыми как детьми и подростками, так и в отношении них, – одно из ключевых направлений деятельности органов внутренних дел.
Честная статистика
В феврале этого года в газете «Известия» была опубликована статья Ивана Петрова и Ивана Носатова «Мелкая уголовщина: дети и подростки совершают всё больше тяжких преступлений» (9 февраля 2020 https://iz.ru/973193/ivan-petrov-ivan-nosatov/melkaia-ugolovshchina-deti-i-podrostki-sovershaiut-vse-bolshe-tiazhkikh-prestuplenii), в которой много внимания было уделено состоянию подростковой преступности в Туве. Вот выдержки из этого материала.
«По данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2019 году преступлений совершены подростками, либо при их участии. Всего были выявлены 37 953 несовершеннолетних преступника. Статистически на них пришлось 41 548 правонарушения. Число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растет: если в 2018 году их было 9716, то в 2019-м - 10 113».
«Больше всего страдает от подростковой преступности Республика Тыва, где почти каждое 10-е раскрытое преступление совершено подростками либо с их участием. За ней следует Карелия (7,2% от общей массы раскрытых). Чуть лучше дела обстоят в Свердловской области, Ненецком АО и Забайкальском крае. В 2018 году Тыва также возглавляла рейтинг (7,9%)».
«Рекордный за последние 10 лет всплеск подростковой преступности в республике был зафиксирован в 2013 году, за которым последовал небольшой спад, продлившийся до 2015 года. В 2018 году в правительстве Тувы отмечали, что преступления подростков преимущественно связаны с хищениями и незаконным оборотом наркотиков.
В Туве, безусловно, систематически работают над этой проблемой. Странность заключается в том, что рост подростковой преступности происходит на фоне общего значительного снижения общего числа преступлений в республике».
А вот сейчас обратим внимание на одну из причин этого явления – по мнению специалиста, это просто… честная статистика.
«Не исключено, что критический показатель в регионе как раз, наоборот, свидетельствует о здоровой правоохранительной системе в регионе и честной статистике в республике. Мне известно, что там уже несколько лет пристально следят за несовершеннолетними правонарушителями, отсюда и высокая раскрываемость таких преступлений. В то же время за образцовыми показателями могут стоять манипуляции и попустительства несовершеннолетним в угоду статистике. Например, кое-где привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетнего считается негативным для статистики райотдела полиции. Отсюда и нежелание силовиков связываться с преступлениями малолеток. Это ощущается на делах, касающихся незаконного оборота наркотиков, — несовершеннолетними занимаются неохотно. К ответственности привлекаются чаще всего лишь по делам, где есть потерпевшие. Но игнорирование проблемы — не решение проблемы», — поделился с «Известиями» сотрудник правоохранительного ведомства, знакомый с тонкостями статистики.
Ну и вот еще одно мнение специалиста, сотрудника лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики Марии Новиковой: «В регионе сильно развита культура уличных банд. Во многих других местах это явление уже отмерло».
Насчет этого можно, конечно, и поспорить, но только терминологически: чаще это группировки вовсе не уличные, например, те, которые связаны со скотокрадством.
Еще и вирус…
Никогда работа правоохранительных органов не была простой и легкой. А тут еще и вирус пришел в республику. Теоретически: все сидят по домам, максимум — в магазин и обратно, всё тихо и спокойно, преступность уменьшается почти до нуля. Это – теоретически, при самоизоляции. Но практически всё наоборот: участились случаи ухода из дома несовершеннолетних, количество пьяных водителей увеличивается (только за 17 мая задержали 18 пьяных водителей, обычно бывает все же меньше), граждане в целом стали более агрессивными, снижения правонарушений не наблюдается.
По обращениям родителей 14 мая отыскали 14-летнюю девушку, которая, как оказалось, сутки назад ушла из дома и провела все это время у друга. 15 мая нашли 16-летнюю девушку, которая ушла из дома 13 мая… В общем, представления о самоизоляции у подростков самые разные.
Дети и подростки сейчас не учатся, никто не может заниматься организацией их досуга, кроме родителей. Но не все родители могут это сделать. Поэтому сотрудники ОПДН работают в прежнем режиме, ходят по домам, навещают своих подопечных. Конечно, никто из их родственников не в восторге от такой работы, хотя все понимают ее необходимость.
Инспектор ПДН Кежик Артурович Хертек говорит, что когда приходит домой, сразу моется и переодевается, а его супруга занимается стерилизацией телефона и других предметов. Ну а что еще можно сделать — у него есть маленькие дети, и он, конечно, не хочет принести вирус домой.
Вечер пятницы
Вечер пятницы на прошлой неделе был таким же, как и многие другие вечера. Когда поехали в рейд навещать подопечных, проехали мимо машины, попавшей в аварию. Создается впечатление, что эпидемию многие воспринимают, как свободное время, когда можно просто хорошо расслабиться.
Первая семья – давние знакомые инспектора ОПДН лейтенанта полиции Хертека. Когда служил в пгт Каа-Хем, он задерживал этого подростка, потом инспектора перевели в город, а через некоторое время переехала и семья этого парня.
Во время рейда на прошлой неделе у них все было нормально. Все были дома. У этой семьи действительно есть большие проблемы, часть которых не связана, впрочем, с правонарушениями – двое детей инвалиды детства, они всегда лежат дома. Они не могут ходить.
И во второй семье на прошлой неделе все было в порядке. Тут пятеро маленьких детей, и проблемы раньше были не с детьми, а с родителями. Работали с ними долго, но результаты того стоят. Сейчас в семье никто не злоупотребляет алкоголем, дети ухожены, на небольшом огороде разбиты грядки и посажены овощи. Здесь коронавирус действительно принес проблемы – женщина работала в частном детском саду и сейчас потеряла работу.
В обеих семьях инспектор ОПДН напомнил о необходимости соблюдения мер гигиены, о том, какие меры предосторожности надо принимать, чтобы не заразиться.
«Я начал жизнь в трущобах городских»
Пронзительная и романтическая песня из старого фильма плохо сочетается с реальными трущобами. Впрочем, в фильме судьбы детей тоже были не самыми простыми.
Паротурбинная улица, может быть, во время строительства и заселения была неплохим местом. Ну а что? Новые дома, футбольная и баскетбольная площадки, рядом – сушилки для белья. Но это было в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов. Сейчас дома сильно обветшали, многие уже расселены, в других еще живут люди. Дети играют на развалинах расселенных, но пока не снесенных домов и «любуются» на заброшенные промышленные объекты. Очень хочется верить, что и в таких условиях можно обрести счастливое детство. Хотя практика показывает, что именно в таких районах вырастают парни, которые потом принесут много хлопот полиции.
Мальчишки играли в развалинах и как-то привычно стали убегать, завидя человека в форме. Впрочем, потом появился парень постарше и сказал, что это его братья. По вечерам здесь собираются подростки – им же надо где-то собираться. Детских клубов в Кызыле и так не слишком много, а сейчас и они не работают. Явно, что в июне еще не будут работать ни школьные, ни загородные лагеря – сначала надо дождаться благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Для инспекторов, которые работают с несовершеннолетними, лето обещает быть очень трудным. Так что давайте 31 мая поздравим их с профессиональным праздником, и будем внимательнее следить за своими детьми.
И. Качан