Найти тему

Почему Ермака звали Ермак

Случилось так, что имя ЕРМАК я услышал в возрасте где-то 10 лет, когда еще никаких казачьих походов в школе не изучают, клоуны в шароварах с ногайками по улицам еще не слонялись, а простая провинциальная без искусная среда моего детства никаких исторических трансцеденций не предполагала. Просто Ермак – было прозвище моего приятеля по начальной школе, звали его по классному журналу Костя, но почему-то в повседневной жизни все звали его Ермак. Почему Ермак – никто не запаривался.

Детство наше проходило в небольшом провинциальном уральском городке Красноуфимск. Школа, в которой я учился, стояла на высоком каменистом правом берегу реки Уфа недалеко от руин древней казачьей сторожевой башни из красного кирпича. А упомянутый выше Ермак-Костя жил в частном доме на противоположном – левом берегу Уфы, расстояние по прямой от сторожевой башни до костиного дома – не более 300 м, что позволяло ему докричаться до своей бабушки на переменке. В школу парнишке приходилось идти пешком километра три вниз по течению до моста, по мосту переходить реку и еще километра три до школы. (Вы спросите, зачем я в книгу про Ермака вставляю идиотские детские воспоминания? 

– Потерпите, скоро узнаете)

Однажды весной во время урока кто-то из детей громко закричал на улице – 

- Ермаков топит!

Учительница прервала урок, и дети выскочили на улицу и побежали на берег, к сторожевой башне. Противоположный берег был полностью залит водою, наводнение сокрушало утлый хутор, жилые дома оказались залиты водой по окна, а немногочисленные жители с козами, кошками и собаками спасались на плоских крышах сараев. Из окон по воде выплывали полушки, табуретки, горшки с растениями, вода снесла заборы, сортиры…

Уроков больше вести было невозможно, дети и учителя толпились на берегу и тревожно наблюдали, как на помощь «ермакам» устремились рыбаки на лодках, как грузили людей, кошек и собак, только козы были «невыездными», а костина бабушка без коз спасаться отказалась, и уже ближе к вечеру за ней послали амфибию местного саперного батальона. Всех спасенных хуторян до конца паводка приютил местный Дом Культуры, а Костя «Ермак» две ночи спал у меня дома.
Уроков больше вести было невозможно, дети и учителя толпились на берегу и тревожно наблюдали, как на помощь «ермакам» устремились рыбаки на лодках, как грузили людей, кошек и собак, только козы были «невыездными», а костина бабушка без коз спасаться отказалась, и уже ближе к вечеру за ней послали амфибию местного саперного батальона. Всех спасенных хуторян до конца паводка приютил местный Дом Культуры, а Костя «Ермак» две ночи спал у меня дома.

- Костя, у тебя фамилия же не Ермак? – спросил я.

- Нет, у нас хутор все зовут «Ермаки» и все мы Ермаки. 

- А почему?

- Не знаю, всегда так было…

Ну Ермаки и Ермаки, в детстве я не заморачивался происхождением этого названия, но историю эту не забыл. Прошли годы, как говорят… Второй раз с топонимом «Ермаки» я столкнулся уже лет через 25 в Белоруссии.

Когда я служил представителем одной экспортно-импортной уральской компании и при посредничестве белорусских друзей собирался протолкнуть через польскую границу несколько крупную партию металла - это было время разгара «перестройки», Белоруссия как раз переходила с рубля на «зайцы». Администрация Гродненской области складировала десятки тонн советских рублей в подвалах местного госбанка и у нескольких местных приближенных к администрации бизнесменов возникла идея закупить на эти деньги металл на Урале и переправить за границу. (Помню, что 1 миллиард советских рублей разными купюрами весил 40 тонн – как раз один рейс Ил-76. На эти деньги можно было приобрести 22 тонны листов циркония – т.е. деньги весили больше, чем то, что на них приобреталось).

Я прилетел, чтобы осмотреть условия прохода груза фурами через границу и познакомиться с начальником таможни. Партнеры выделили мне автомашину «Мерседес-160» с шофером, и я отправился в сторону Польши.

Мы ехали по шоссе, я с ленивым любопытством рассматривал окрестности, когда увидел впереди развилку – сворот направо и указатель со стрелкой в направлении населенного пункта «Высокие Холмы. /Б. Ермаки». И тут я почему-то сразу вспомнил своего школьного друга Костю-Ермака и хуторок, где жили «Ермаки» под Красноуфимском.

- Почему такое странное название Большие Ермаки? – спросил я шофера.

- Не «Большие Ермаки», а «Бывшие Ермаки», ничего странного, раньше поселок назывался Ермаки, это все помнят, а теперь дали название Высокие Холмы. А какая разница, это же одно и то же…

- Как это одно и то же?

И шофер поведал мне, что в Белоруссии деревни всегда строились на той стороне реки, который не затапливало наводнением, а если на противоположной низкой стороне было хоть какое-то высокое не подтопляемое место, холм, горка, на ней селились одна или несколько семей, которые занимались там обычно выпасом скотины, потому что заливные луга всегда  очень плодородны. Половодье они обычно пересиживали на крышах сараев, но зато потом сторицей окупали свои страдания высоким урожаем травы. «Ермаки» за определенную плату пасли общинный скот и торговали сеном. 

- А как у вас называют обитателей этих хуторов? 

- Ермаки, как же еще? А если евреи – Ярмаки.

Я конечно же сразу вспомнил Костину бабку с козами на крыше сарая…

В администрации Гродно я попросил телефонную книгу и пересчитал сколько семей с фамилией Ермак имеют городские телефоны. «Ермаков» было, по-моему, 7, а «Ярмаков» - 11, но это не буквальное отражение соотношения населения с такими фамилиями, как я выяснил для этнических белорусов городской телефон был редкостью, а еврейские семьи имели проводную связь почти все. Т.е. людей с фамилией «Ермак» или «Ярмак» в Гродно тогда проживало не менее 100 человек. Через какое-то время я оказался в столице Украины и от безделья изучил телефонную книгу в гостинице города Киев и там уже абонентов Ермаков-Ярмаков было больше сотни. Кстати, в Киеве мне удалось найти среди сотрудников фирмы – партнера любознательного собеседника – юриста, который был не против обсудить тему такого большого количества местечек «ермаков» в телефонной книге.

-4

Я просматривал карту Украины и Белоруссии, отмечая названия населенных пунктов «Ярмаки»-«Ермаки» и меня заинтересовало, что наряду с десятками населенных пунктов по берегам рек один поселок в молодечненском районе Минской области стоял вообще в чистом поле, т.е. никакой реки рядом не было, а значит и наводнений не предполагалось. Я поделился этой странностью с юристом, который заметил, что Ярмаки-Ермаки – это не только топонимический, но и юридический термин, связанный с системой налогообложения Речи Посполитой, в которой «Ер (яр) маками» именовали податное население, которое платило налог индивидуально, тогда как большинство населения непосредственно с налоговиками дела не имело, а налоги за всех скопом платила община согласно земельным владениям.

- А как это может быть связано с топонимикой? – спросил я.

- А очень просто, община образовывалась там, где можно построить поселок, на высоком берегу, а «Ермаки» селились на отшибе, они числились вне общины и, если за налогообложение всей общины отвечал староста, «Ермак» отвечал за себя сам. Ермак – самостоятельный хозяин. И если где-то образовывалось поселение ремесленников, не связанных с обработкой земли, а следовательно – что?

- Они каждый платили свои налоги индивидуально – догадался я

- Тогда это поселение тоже могло называться «Ермаки» согласно статусу налоговых резидентов! Кстати, Ермак звали моего прадеда, который влюбился в мою прабабку, община прабабки выделила им долю, и он сменил имя или прозвище «Ермак» и превратился в «Привала», человека «привалившего» в общину извне.


Юрист достал молоткастый-серпастый, открыл и показал мне - там в графе «фамилия» стояла «Привалов». Тут я и вспомнил, что мой прадед по той же причине стал носить фамилию «Привалов», правда о имени или кличке его до вступления в общину в память наследников не сохранила.

Знакомый краевед с Урала обнаружил подобное переименование в Пермском крае, только там «Ермак» превратился в «Примака», и стал основателем династии «Примаковых». Отсюда я беру смелость предположить, что и при обратном процессе, если человек выходил из общины, он мог получить прозвище «Ермак». Таким образом из топонимического термина, а именно наименования возвышенности в пойме реки, которая не заливалась паводком, «Ермак» мог перекочевать в определение социального статуса человека.   

На современной карте Польши, Украины, Белоруссии, России – более СТА населенных пунктов с названиями «Ермаки»-«Ярмаки», основанными ранее 16 века и еще около сотни в России, основанных после, это уже когда «наш Ермак» стал народным героем.

-5

Из «ранних» основанных до 16 века «Ермаков» в России могу перечислить: деревня Ермаки Смоленского района Смоленской области, поселки с названием Ермаки Невельского района Псковской области, Холмского района Новгородской области, Гордеевского района Брянской области, Шахунского раона Нижегородской области, на дне Рыбинского водохранилища затоплен целый «ермаковский район» по названию поселка, основанного аж в 12 веке!

Ермаками в славянских землях становились люди особого склада, яркие индивидуалы, способные постоять за себя.

«Дед его был суздальцем, из посадских людей, жил в нищете, в хлебный недород ушел во Владимир, звали его Афанасий Григорьев сын Аленин – и здесь вырастил двух сыновей, Родиона и Тимофея и зарабатывал у разбойников в Муромском лесу извозом… и пойман был и сидел в тюрьме и оттуда (с Владимира) бежал и… умер. Дети, Родион и Тимофей, от нищеты ушли на Чусовую в вотчины Строгановых и здесь родили детей Родион двух сыновей – Дмитрия да Луку, Тимофей – Гаврила, Фрола и Василия. Василий был силен, резв и остроумен и служил у Строгановых на судах… И в том промысле приобрел дерзость и ушел из промысла на разбой, подобрав дружину звался их атаманом и прозвище  получил Ермак» - пишет Строгановская летопись.

Сольвычегодский краевед 19 века раскопал, что в тот недород Суздаль покинул еще один обитатель, а именно приятель Афанасия Аленина по имени Ждан Григорьев. Он перебрался на Чусовую и стал работать на Анику Строганова и говоря современным языком, возглавил в корпорации департамент речного транспорта. Именно к нему и прибились 2 сироты, и это он вырастил двух сыновей Афанасия Аленина в Сольвычегодске и дал работу и им, и их детям. Именно в Сольвычегодске и произошла якобы легендарная история неудачного сватовства Васи Аленина к Анне Семеновне Строгановой, когда парню дали понять, что для женитьбы на внучке Аники он «рылом не вышел». Тогда он и подался на Волгу и объективно стал «Ермаком», а имя это принял на себя как добровольный вызов. Родословная семьи Алениных дает нам жизнеописание классических «ермаков-по жизни» людей, которых «ноги кормят», которые полагаются во всем на себя…

Что же касается многочисленных инсинуаций по поводу происхождения имени или клички Ермак из походного жернова «Ирмак» (по Сперанскому), то можно наверное, поспорить, что от чего произошло, ведь исторически «ермаки» вели самостоятельное хозяйство и не имели возможности пользоваться общинной мельницей, ручной жернов и составлял предмет их повседневного быта. Профессор А.В.Никиский выводит его из имени Ермолай, В.А.Гиляровский – из имени Ермил.

Одно время было у меня большое желание «постебать» «клоунов с нагайками» и попробовать вывести имя «Ермак» из «Ярмак», т.е от евреев. Уж слишком подозрительно концентрация населенных пунктов «Ермаки-Ярмаки» совпадает с границами «черты оседлости» еврейского народа. Но меня остановило изучение переписи населения Татарской слободы Казани 1748 года - среди «иноверцев»-татар зафиксированы: Муртаза Ермаков, Ермак Кулметев, Ермак Калметев, Аблезей Ермаков, Ермак Апакаев, Ермак Сабеев, Ермак Аднагулов, Бихметь Ермаков, Ермак Ишкеев, Иммаметка Ермаков, Асан Ермаков, Ермак Бикметев, Ермак Мамекеев, Мухамметь Ермаков. Вероятно происхождение топонимического термина «Ермак» гораздо более древнее, и оно пришло из индоевропейских языков, возможно древних ариев.

Возможно, тема требует дальнейшей лингвистической проработки, для нас же важно, сделать главный вывод – имя Ермак было широко распространено в 16 веке, как и теперь. Ермаков был не десятки и не сотни, а ТЫСЯЧИ, что позволит нам плавно перейти к следующей теме –

А сколько могло быть Ермаков Тимофеевичей?

Придется идти по очень тонкому льду!

https://ermak-ural.ru/o-ermake/27-pochemu-ermaka-zvali-ermak.html

Николай Краснов