Найти тему
24 подписчика

О пользе красоты

гобелен аббатства Клюни
гобелен аббатства Клюни

В мире архитектуры существует вечная аксиома для зодчих, составленная Витрувием много сотен лет назад - " прочность, польза, красота", это те необходимые составляющие сооружения, без которого немыслимо вели-чие замысла. Когда остаются только прочность конструкций и функцио-нализм, страдает не только фасад здания, но и человеческое зрение, ищу-щее красоты и не находящее её.

Весь двадцатый век архитекторы мира шаг за шагом сдавали свои пози-ции перед финансовой мафией, предав красоту, потому что лозунг упро-щения форм и отказа от деталей может рождать только гигантские сим-волы, но не архитектуру.

Уход в " органику" можно проследить на примере создания высотных человеческих ульев, способных вместить огромное количество людей, о влиянии же обликов здания на высокий уровень и вкус человека не при-нято размышлять.

Архитектура превратилась в инженерное искусство, потому что не оста-лось места красоте.В лучшем случае остаются отдельные рыцари - архи-текторы, не утратившие своей музы и побеждающие в одиночку на малых фронтах в проектировании особняков, вилл, коттеджей и дач.

В мире людей красота тоже имеет большое значение, так как её мало и она притягивает сердца. Вокруг красивого человека всегда происходит невидимая борьба за его предпочтение, для людей образцовой внешнос-ти это очень большое испытание. Но не меньшее испытание происходит и в душах тех людей, в которых красота вызывает зависть и глухое раздра-жение...

Если задаться целью проследить за тем, как относились к красоте ещё с давних времён и по наши дни, то можно обнаружить, что хотя каноны красоты менялись, но базовые находки древних цивилизаций - пропорции - сохранялись неизменными. Красивые пропорции лежат в основе любого "правильного" лица и лица здания, и для того, чтобы воспитать хороший вкус в человеке, ему непременно объясняют и "золотое сечение", и гармо-нию цветовой гаммы, и соотношение света и теней.

Красивое здание требует больших вложений и терпеливого труда, оно не возводится ударными сроками, если только на её возведение не брошена армия профессионалов. Но его присутствие в этом мире невольно обла-гораживает во многом нелепую современную человеческую среду с одинаковыми безликими высотными кварталами.

Многие люди с неразвитым чувством вкуса способны восхищаться этими новостройками, но ведь и дурное граффити кто-то считает искусством.
Общество неоднородно, понятие красоты в неблагоприятной среде атрофировано и заменяется на суррогаты, но почему-то перед полотнами Боттичелли всегда толпится много народа самого разного толка, заво-рожённого чудом красоты, созданной настоящим художником. Перед русскими иконами замирают китайские туристы, которым казалось бы наша история является настолько чуждой и непонятной, что только кра-сота оказывается способной стать духовным мостиком разных народов.

А побывавший в любовно сохраняющейся фахверковой Европе с её цветущими малыми городами турист уезжает с огромным позитивом в душе. Восточная красота также имеет свою прелесть и колорит, она также благотворно влияет на окружающее пространство и сообщество, в ней также есть огромная необходимость.

На средневековых гобеленах часто можно встретить персонаж - Прекрасную даму со знаменем в руках и сопровождающих её зверей -символов , Льва и Единорога, один из которых есть олицетворение Силы и Власти, а второй Красоты и Добра, а всё вместе есть ИСТИНА.

Если бы современные правители тесно связанного мира вспомнили про это, то направляли бы все свои усилия на поддержание в этом мире красоты, на её спасение. Польза от её присутствия не земле бесценна.

Архитектор С. Гаврилов
Архитектор С. Гаврилов