Найти тему
НУАР-NOIR

«Я стреляла в Энди Уорхола»

Фильм про то, что нам сулит вооруженный феминизм

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Массовому зрителю творчество режиссера Мэри Хэррон известно в первую очередь благодаря многозначному триллеру «Американский психопат» (2000). Однако на нашем канале мы обращали внимание и на иные, не менее интересные и в известной степени близкие к криминальному жанру ленты. В частности, «Непристойная Бетти Пейдж» (2005) и «Дневники мотылька» (2011)

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Теперь мы хотим Вас познакомить с кинокартиной, которую можно назвать дебютной в большом кино, так как до этого у Хэррон была только пара телевизионных проектов. Мы говорим о скандальном фильме «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995). Фильм основан на реальных событиях, хотя оные и имеют разную трактовку. Реальная, а не киношная Валери Соланас (это главная героиня фильма) утверждала, что вся её деятельность была «творческой провокацией»

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Это сродни тому, как когда-то мрачно шутили по поводу нападения на редакцию французского мерзко-сатирического журнала «Шарли Эбдо», мол, это не налёт, это такой перфоманс.

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Некоторые из зрительниц в своё время полагали, что мужчинам этот фильм смотреть не надо. Отчего же? Режиссер вовсе не сочувствует ни главной героини, ни художнику Энди Уорхолу. Если вы не знаете такого, то этот тот, кто создал поп-арт, превратив живописные полотна в некое подобие большой «раскраски»

Часть коллажа для афиши фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Часть коллажа для афиши фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Хэррон вообще безжалостна. Валери показана как совершенно безумная, хотя и неглупая девушка («Горе от ума»). Изучение психологии только усугубило её проблемы. А поскольку на дворе стояла середина 60-ых годов, когда употребление всяческих «гомеопатических средств» совмещалось с ..ксуальными революциями, то барышня стала одержима множеством идей. От стремления к себе подобным, до изведения себе неподобных.

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

В итоге она рождает два с позволения сказать литературных произведения. Пьесу про «пятую точку» (не знаем, как сказать ещё приличнее) и манифест общества, которое ставит своей целью уничтожение всех мужчин. Позже Валери заявляла, что это была «тяжеловесная сатира», так сказать «революционная пародия» на всякого рода фрейдизмы и патриархальный уклад общества, с которым собирались бороться в те дни едва ли не все подряд.

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Впрочем, в фильме ни разу не видно пародийности действий. Валери Соланас полагает, что этим должен заинтересоваться крайне популярный тогда Уорхол. Тот в 1968 году промышлял в Нью-Йорке очень сомнительными экспериментами на большой культурной локации, именуемой «Фабрикой». По сути это был проходной двор для маргиналов и богемы, а потому попасть туда большой проблемы не составляло.

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Публика, обитающая здесь, вовсе не намерена совершать революции. Крушение традиционного искусства – это всего лишь повод «срубить баблишка», дабы вновь весело провести время. Замызганая, хабалистокого вида гражданочка, которой исполнилось чуть больше 30 лет, забавит обитающий на «Фабрике» поп-артовый люд

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

По большому счету Валери никто в серьез не воспринимает. Однако сила одержимых людей кроется отнюдь не в их внешнем успехе. Постепенно одержимость переходит в истинное феминистическое беснование. Соланас видит себя матерью будущего общества, его столпом и пророком. А поскольку мужчин она «презирает», то приходит к выводу, что оное общество мешает построить именно Уорхол

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Мол, именно он тайно контролирует её издателя, а потому пришёл час расплаты. Разочарование вообще сильный стимул для неуравновешенных людей. Достаточно вспомнить Марка Чепмена, стрелявшего в Джона Леннона. Дескать, тот предал идеалы (хотя и не без этого). В данном случае Уорхола восприняли как «ложного пророка», а потому в него выпустили три пули.

Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола"  (1995)
Кадр из фильма "Я стреляла в Энди Уорхола" (1995)

Манифест Соланас в итоге подводит к мысли о бессмысленности существования человечества вообще. «Семья Мэнсона», что действовала в то же самое время, только в Калифорнии, относительно людей в целом строила более «гуманные планы». К слову сказать, Мэри Хэррон сняла о Мэнсоне фильм - «Так сказал Чарли». Но это будет уже совсем отдельная история…

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару