Найти тему
Стив Май

Разбор ЕГЭ. Математика профиль. Задание №7

Оглавление

Обычно я не берусь за разбор заданий по математике, но мимо этого пройти не получается. Точно так же, как и разборы по информатике, этот я сделаю основательно. Начну с формулировки из официальной демоверсии 2020 (актуальна на момент написания статьи):

Задание 7, математика профиль.
Задание 7, математика профиль.

В математике в демоверсии иногда предлагают несколько вариантов задания, и вот второй:

Задание 7, математика профиль. Альтернативный вариант.
Задание 7, математика профиль. Альтернативный вариант.

Прежде чем углубиться в решение самих заданий, заглянем в кодификатор и спецификацию:

Спецификация
Спецификация

В качестве спецификации я взял таблицу из аналитического отчёта ФИПИ за прошлый год. От таблицы спецификации этого года она отличается только указанием среднего процента выполнения заданий в 2019м году. И этот процент удивительно низкий, если учесть, что профиль выбирают не все подряд, а только уверенные в нём, а само задание базового уровня сложности на одну минуту. Заметьте: одна минута на то, чтобы прочитать задание, понять, выполнить, проверить, занести ответ в бланк. Следовательно, ответ должен быть прямо виден в самом задании. К сожалению, без малого 40% учеников, специально готовившихся к профильному ЕГЭ по математике, его не видят.

Кодификатор требований к уровню подготовки
Кодификатор требований к уровню подготовки
Кодификатор элементов содержания.
Кодификатор элементов содержания.

Посмотрите, как много элементов проверяется всего одним минутным заданием. Кто-то скажет: совсем обнаглели, давать минуту на решение задания по стольким разделам математики! Но те, кто реально знают, как построены задания ЕГЭ, сразу скажут: это значит, что задание ограничится определениями и парой базовых формул.

О теории

Я сразу скажу, что сейчас не буду объяснять, что такое функции, и как они работают, ибо это отдельный цикл статей (3.1 по кодификатору уровня подготовки). Для тех, кто за 7-11 классы так и не разобрался с ними, я в конце напишу про натаскивание.

Определений тут можно пересчитать по пальцам:

  • производная,
  • геометрический смысл производной,
  • интеграл,
  • первообразная,
  • геометрический смысл интеграла.

Сразу скажу, что определения интеграла и производной в математике даётся через пределы, а считать пределы - это особая и долгая наука, в которой минутой не обойдёшься точно. Поэтому в задании математического определения не будет. Остаются лишь определения геометрического смысла интеграла и производной. А это уже легче, не так ли?

Геометрический смысл производной

Отбросив математические точности, повторю слова моего друга: Производная - это график графика.

То есть мы должны сделать кое-какие манипуляции с графиком функции, чтобы получить другой график другой функции. Все манипуляции в математике - это либо рисование, либо измерение, либо вычисление. Производная сложна тем, что надо выполнить все три типа манипуляций.

Шаг первый. Сначала к точке на графике пририсовываем касательную. Про неё я тоже как-нибудь напишу.

График функции
График функции

Касательная должна касаться кривой линии в одной указанной нам точке:

Касательная
Касательная

Шаг второй: измеряем угол между осью x и нарисованной касательной. Просто прикладываем транспортир:

Измеряем угол
Измеряем угол

Получили угол 120°. Не точно, конечно, это же измерения.

Шаг третий: вычисляем тангенс этого угла

-9

Это число, что получилось (тоже с погрешностью) - и есть значение производной в той точке, которую я красным выделил. Кстати, если глянуть в альтернативное задание, то там именно это и спрашивают.

Но я угол измерял транспортиром, считал тангенс на калькуляторе, а на экзамене даже таблицами Брадиса нельзя пользоваться. Есть способ вычислить тангенс... тоже по определению. Определение

тангенс угла - отношение длины противолежащего катета прямоугольного треугольника к длине прилежащего.

Но вот незадача: это определение для углов до 90°, а у нас 120°. Формулы приведения нам в помощь (через круг) мы получаем, что нужно просто посчитать тангенс угла 60°. И второй шаг - у нас нет прямоугольного треугольника. Снова рисовать, измерять, вычислять. Снова все три.

Нам не зря в задании жиренько выделили две точки на касательной. Через них можно построить удобный треугольник с уголком в 60°:

-10

Угол в 60° - справа. Тут даже больше, угол будет не примерно 60°, а ровно столько, сколько надо, ибо мы его уже не измеряем, а используем. Линейкой измерять тут нет необходимости, мы можем измерять в клеточках (в определении тангенса не сказано, какие единицы измерения выбирать). Противолежащий катет 7, прилежащий - 4. Делить на 4 очень легко, достаточно дважды поделить пополам: 7 -> 3,5 -> 1,75*. Да, не забываем, что нам-то был нужен тангенс 120°. А это минус тангенс 60.

Ответ: -1,75

Смотрите, измеряя угол мы получили совсем другое число, это всё от того, что на картинке не выдержан вертикальный и горизонтальный масштаб. Правильнее измерять по клеточкам. (почему так, я не буду уточнять, но это так)

Сейчас если мы посмотрим на первый вариант задания, то здесь можно обойтись тем же определением. В первом тоже спрашивается производная, но не в одной точке, а в нескольких. Если мы будем вычислять честно, то потратим уйму времени. Однако, там спрашивают только знак производной.

Если так, то опять надо ориентироваться на угол между осью х и касательной. Угол больше 90° даст отрицательный тангенс, меньше - положительный. Рисуем 9 касательных и смотрим, сколько раз она "тупит":

Рисуем 9 касательных
Рисуем 9 касательных

Можно даже не рисовать, а просто прикладывать другой лист. Всё равно видно будет - "плюс" или "минус". Однако во время тренировок я рекомендую честно считать производную до числа, пользуясь клеточками и транспортиром. И уже потом смотреть, какой знак.

Ответ: 4

Писать и читать об этом задании долго. Но после маленькой тренировки все эти манипуляции с определениями великолепно выполняются в уме за время куда меньше минуты.

Дополнительные алгоритмы

Если работа с хотя бы одним объектом из перечисленного у вас вызывает трудности, то задача не решится, или решится неправильно. Пропустили тригонометрию - делать тут нечего. Не умеете делить - досвидос.

Единственное, что можно сделать в таком случае, это "натаскаться" на задание. Но в таком случае, время работы существенно возрастёт, возможно, до пяти минут. Для натаскивания пойдут алгоритмы, описанные во многих видео, я их сюда не буду включать. Разве что такое мнемоническое правило дам, которого ни у кого не слышал.

Надо взять лист бумаги, закрыть им картинку и потихоньку открывать в сторону оси x (вправо). При этом надо внимательно смотреть на движение края графика функции, который появляется.

Простое решение, основанное на физическом смысле производной
Простое решение, основанное на физическом смысле производной

Там, где точка движется вверх, производная положительна, там, где вниз - отрицательна.

Заключение.

По такому "маленькому" заданию, оказывается, проверяется чуть ли не вся математика. При чём не знания, а именно понимание, умение использовать определения. И именно этому надо учиться, и эта статья направлена именно на использование определения. Конечно, я не затронул тут формульные задания (в которых функции заданы не графиками, а формулами), не коснулся интегралов. Но там работает аналогичный подход, и можно особо не заморачиваться. Но если эта статья наберёт достаточно просмотров, я разберу и интегралы, и формульные задания.