Найти тему

Франшиза или бизнес с "нуля"

Запуская первые проект или открывая новое направление бизнеса, многие предприниматели задаются вопросом - купить франшизу или заморочиться собственным брендом?

Как и все в нашей жизни, эти два варианта имеют свои плюсы и минусы.

Мои с супругой дискуссии на эту тему вылились в следующие результаты: у нас сеть кофеен под собственным брендом и розничные магазины под двумя франшизами.

Работая, как говорится, и по ту, и по другую сторону баррикад мы пришли вот к каким выводам.

Оговорюсь сразу - рассуждая о различных вариантах, я исхожу из того, что у предпринимателя есть деньги и время на проект.

В каких случаях стоит развивать свой собственный бренд:

  1. Если бизнес требует относительно не сложной организации. К таким категориям я отношу «легкий» общепит - заведения без классической кухни - кофейни, бургерные, хотдогерные, небольшие бары и т.п.
  2. Вы имеете определенный опыт работы в этой сфере и разбираетесь в тонкостях всех операционных процессов.
  3. Проект не требует значительных инвестиций. Под значительными я имею ввиду суммы, начинающиеся от 1,5 - 2 млн рублей.

Если имеют места 2 пункта из 3 перечисленных, смело придумывайте имя для своего детища и в путь, не забыв проверить возможность регистрации вашего товарного знака в Роспатенте и начать его регистрацию.

-2

Именно так мы с женой и поступили, открывая первую кофейню. Теперь их - 6. Инвестиции в одну кофейню составляют от 300 до 700 тысяч рублей без закупки товара. Варить кофе нас научил наш бессменный поставщик кофе, со всем остальным супруга разобралась самостоятельно, работая первые полгода в качестве бариста в первой кофейне.

Все организационные и технические вопросы - регистрация ИП или юрлица, поиск помещения, поиск поставщиков, найм персонала, техкарты, работа с кассой, 1С и т.д. - хоть и требуют определенных затрат времени, по силам практически любому человеку. И платить за это паушальный взнос, а потом еще и роялти, не вижу совершенно никакого смысла. К тому же предприниматели в основе своей - отзывчивый народ, готовый протянуть собрату-новичку руку помощи. Поэтому смело обращайтесь к уже существующим в выбранном вами рынке игрокам и просите рассказать вам о тонкостях бизнеса в этой сфере. Уверяю вас, как минимум 7 из 10 откликнуться на вашу просьбу с энтузиазмом, несмотря на то, что вы можете стать впоследствие конкурентом для них.

Кстати, есть интересная книга, повествующая о перипетиях создания сети кофеен под собственным брендом -https://www.litres.ru/irina-uskova/kofeynya-bez-franshiz-rukovodstvo-po-otkrytiu-unikalnoy-kofey/. Автор приняла решение, что ни одна из существующих франшиз не даст ей уникального предложения, а лишь будет ограничивать свободу своими требованиями и стандартами, поэтому совершенно осознано встала на тернистый путь создания бизнеса с «нуля».

Если же из перечисленных 3 пунктов не выполняются как минимум 2, тогда советую задуматься о покупке франшизы.

Только ВНИМАНИЕ - франшиза франшизе рознь! Тщательно подходите к выбору вашего будущего партнера. От этого решения будет зависеть ни много ни мало состояние вашей нервной системы в ближайшие год-два!

Именно вариант франшизы мы выбрали, решив открыть розничные брендовые магазины одежды. Опыта в fashion-retail у нас не было, заниматься собственным производством одежды не было желания, а инвестиции в открытие одного магазина составляли от 2 до 5 млн рублей (включая депозит за товар).

-3

На что следует обратить особое внимание при выборе франшизы:

  1. Внимательно изучайте каждый пункт предложения франчайзера. Перепроверьте 100 раз финмодель, разработанную для франчайзи. Зачастую франчайзер формирует очень общую финмодель, не учитывающую размеры населенных пунктов, а, соответственно и уровни стоимости аренды, услуг и средних зарплат. Также могут быть не включены некоторые статьи постоянных расходов, которые, однако, вам придется нести (например, охрана, клининг, обслуживание пожарной сигнализации и т.п.).
  2. Запросите контакты уже работающих франчайзи и попросите их дать обратную связь по работе с этой франшизой.
  3. Лучше воздержаться от партнерства с франшизой, у которой лишь 1-3 собственные точки. Прежде чем запускать проект франшизы собственник торговой марки должен «набить шишки», отработать до идеала все процессы на собственной рознице, а 1-3 торговых точек для этого маловато.
  4. Удостоверьтесь, что юридическое лицо, с которым вы собираетесь заключить договор франшизы, является владельцем бренда, торговой марки, под которой вы будете работать.
  5. Посетите их центральный офис, познакомьтесь со всеми сотрудниками, с которыми вам необходимо будет контактировать в процессе работы. Так вы сможете оценить уровень профессионализма и компетентности ваших потенциальных партнеров.
  6. Конечно же, уделите внимание всем договорам, которыми будут регулировать ваши партнерские взаимоотношения. В данном случае, я бы на вашем месте не пожалел денег и обратился к юристам с хорошей репутацией, имеющим опыт работы с такими договорами.

В этой статье я привел основные рекомендации для тех, кто стоит перед выбором - франшиза или собственный бренд. Всех нюансов не отметить в одной статье. В будущих своих публикациях я обязательно расскажу подробней про франшизы компаний конкретных категорий - кофейни, розничные магазины, салоны красоты и т.д. Так что, уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал. Буду стараться быть полезным для вас.