На протяжении всего Средневековья в Западной Европе продолжалась борьба папства и светской власти.
В XIV веке начался новый этап в истории взаимоотношений Святого Престола с императорами и королями. 7 сентября 1303 года папа Бонифаций VIII был взят в плен вассалами французского монарха Филиппа IV Красивого. А уже через несколько лет преемник Бонифация Климент V переехал во французский Авиньон, чем негласно закрепил зависимость понтификов от светской власти в Париже. Началось Авиньонское пленение пап, сильно повлиявшее на престиж и значимость католической церкви.
Переезд в Авиньон
Раймон Бертран де Го (настоящее имя Климента V) был французом, родился в Гаскони, а значит считался подданным короля Филиппа IV. Монарх постоянно оказывал давление на папу.
В 1309 году Климент принял решение поселиться в Авиньоне. Он так и не вернулся в Рим, за ним же последовали все кардиналы. Небольшой город на берегу Роны на почти семьдесят лет стал резиденцией папства.
Папа на королевской службе
Сделав понтифика своей марионеткой, Филипп Красивый использовал все ресурсы католической церкви для атаки на орден тамплиеров. Филипп решил приструнить орден и прибрать к рукам его имущество. Тамплиеров обвинили в ереси. Великого магистра Жака де Моле казнили. Климент упразднил орден в 1312 году. На судебном процессе он был слепым исполнителем воли Филиппа.
Во Франции папы растеряли свое политическое влияние. Но внутри самой церкви их власть усилилась. Они стали по своему смотрению назначать епископов и аббатов. Увеличился масштаб торговли индульгенциями, разросся бюрократический аппарат курий.
Роскошь новой резиденции
Формально Авиньон не был частью Франции, он стал собственностью папства. С переносом резиденции понтификов город значительно вырос. Население приблизилось к 30 тысячам человек. Париж был в четыре раза больше, но Авиньон по многим критериям на равных соперничал со столицей.
До появления в Авиньоне Климента это был старый и зловонный город. Следующие папы жили в процветающем месте, которое в отличие от Рима не раздирали междоусобицы властной аристократии. Однако в Италии у Святого Престола оставалось собственное государство, управлять которым из Франции было крайне затруднительно.
Первым попытался вернуться в Рим Урбан V. Он уехал из Авиньона в 1367 году. Однако уже через три года глава церкви вернулся на берега Роны.
Обратно домой
Больше Урбана в вопросе возвращения на историческую и духовную родину преуспел его преемник Григорий XI. Это был глубоко религиозный и аскетичный человек. Склонный к мистицизму, он твердо уверовал в необходимость переехать в Рим, чего бы того не стоило.
После неудачного путешествия Урбана в казне понтифика не осталось денег, чтобы оплатить переезд огромного двора. Пришлось занять 60 тысяч золотых флоринов у герцога Анжуйского.
Неприятности ждали и в пути. Папские корабли отправились к берегам Италии из Марселя. В море флотилия попала в шторм, несколько судов затонуло. Наконец в начале 1377 года Григорий вернулся в Рим. Больше папы никогда не покидали его. Григорий XI стал первым, кто сделал своей резиденцией Ватикан.
Великий раскол
После смерти переехавшего обратно в Рим Григория в Авиньоне появились антипапы — французские претенденты, которые называли себя законными главами церкви. Еще почти на сорок лет (1378 — 1417) католический мир раскололся. Современная католическая церковь считает авиньоских пап после Григория XI самозванцами.