Сегодня мы поговорим о коллекции индийских хромолитографий Государственного музея истории религии. Литография была изобретена в конце XVIII века, впервые этот способ применил баварский художник Алоис Зенефельдер, а способ плоской печати тиражных изображений с использованием нескольких цветов называется хромолитографией. Для каждой краски изготовляется отдельная печатная форма (на камне или цинковой пластине), с которой затем изображение переносится на бумагу или холст.
Среди десятка индийских литографических производств (Бомбея, Калькутты, Дели, Бенареса и др.), которые хранятся в нашем музее, особенно выделяются литографии производства «Рави Варма Пресс».
Раджа Рави Варма (1848-1906), которого считают величайшим художником Индии и отцом современного индийского искусства, родился на юге Индии в небольшом городке Килиманур (современный штат Керала) и принадлежал к аристократическому роду. Его называют «принцем среди художников» и «художником среди принцев». Он рисовал портреты членов семей индийской аристократии, британских официальных лиц, эпизоды из различных мифов и легенд, сцены из «Махабхараты» и «Рамаяны» и т.д. В своем творчестве художник пытался соединить технику индийской традиционной живописи и новейшие достижения европейского искусства.
Раджа Рави Варма известен как создатель первых картин маслом на холсте в европейской технике на индийские сюжеты и массового производства литографий. Он был первым индийским художником, работы которого стали доступны всем слоям населения: махараджи заказывали картины с мифологическими сюжетами для оформления своих дворцов, а обычные люди покупали недорогие литографии.
Раджа Рави Варма и его младший брат художник Раджа Раджа Варма начали печатать литографии в 1894 году, им помогал немецкий специалист Ф. Шлейзер. Эпидемия чумы, охватившая Индию в период с 1896 по 1902 год и унесшая миллионы жизней, затронула и Рави Варму. Печатный станок для воспроизведения литографий находился в Бомбее, а чума изгнала рабочих из города. Работа в литографской мастерской «Рави Варма Пресс» почти остановилась, из-за чего ее пришлось перенести в Гхаткопар, в двенадцати милях от Бомбея. Позднее литографии печатали в Малави и Лонавла, недалеко от Пуны. В 1901 году художник вынужден был продать «Рави Варма Пресс» своему технику-печатнику из Германии Ф. Шлейзеру, который продолжил печатать картины Рави Вармы, а позднее стал нанимать других художников. Под управлением Шлейзера и его потомков типография работала до 1972 года, когда при пожаре были утеряны многие оригинальные литографские отпечатки.
Благодаря производству литографий Раджа Рави Варма сделал свое искусство доступным для публики. Большинство картин, изображающих мифологических персонажей, сюжеты из эпоса и известные места паломничества индуистов часто служили объектами почитания и помещались в домашних алтарях. Творения художника на долгое время определили художественные вкусы многих индийцев, и до сих пор это влияние можно наблюдать в творчестве современных деятелей искусств.
Рави Варма был мастером изображения женской красоты, множество картин с портретами исторических и мифологических красавиц известно в Индии и за ее пределами. Принцессы и богини, героини мифов и легенд, изображенные кистью художника, очаровывают до сих пор. Кроме картин и литографий, мы можем видеть их на календарях, марках и открытках, на них похожи героини индийских фильмов.
Посмотрите на литографию, изображающую богиню счастья и богатства Лакшми, супругу бога-хранителя Вишну.
Она восседает на лотосе в окружении белых слонов. Животные держат над ней цветы красного лотоса, такие же цветы мы видим в руках богини. Красное сари с золотой каймой подчеркивает ее женственность, На голове Лакшми высокая корона, на шее цветочная гирлянда. Считается, что богиня родилась тогда, когда боги вместе с асурами (демонами) пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия (амриту).
Рядом с ней другая богиня Гаури, супруга бога-разрушителя Шивы.
Ее длинные черные волосы распущены, на голове корона, а на шее ожерелье из монет. У супруги Шивы много имен, она предстает в разных воплощениях, как мирных (Парвати, Гаури, Сати, Ума), так и грозных (Дурга, Кали).
Женские божества играют очень важную роль в индуистском пантеоне. В Индии существует древняя традиция поклонения великой богине Деви и множеству региональных богинь, которые признаются ее манифестациями, а творческая энергия божества (шакти) персонифицируется в образе его супруги.