ВНИМАНИЕ! Квизы и опросы по CS:GO теперь в Telegram! Подписывайся, будет интересно!
t.me/csgoquiz
В этот раз речь пойдет о трех игровых жанрах, которые в настоящее время не так популярны, как раньше. Нельзя сказать, что это плохо, ведь развитие и изменяемость — необходимые процессы в любой эволюции. Отрицательная сторона описанного ниже угасания жанров связана скорее с некоторой ностальгией, присущей человеческой психике. Мы играли в эти игры, будучи детьми или подростками, а значит, они ассоциируются у нас с чем-то радостным, беззаботным и конечно интересным.
Tower Defence
Этот жанр — разновидность RTS, отделившаяся от основной линии развития. Особенность здесь в том, что игрок не может строить войска, из построек доступны только башни — защитные и атакующие. Враги предсказуемы, они нападают строго по таймингу нарастающими волнами. Всё, что требуется — это правильно строить башни и рассчитывать их сопротивляемость врагам. Цель игры — продержаться как можно дольше.
Нельзя сказать, что данный жанр совсем не выстрелил. Он насчитывает несколько очень качественных представителей, но проблема его низкой популярности связана с конкуренцией против MOBA-игр. Tower Defence проиграл ее и в дальнейшем разработчики перестали считать этот жанр перспективным. В настоящее время жанр нашел свою нишу на мобильных устройствах. Действительно, у него всё есть, чтобы покорить игроков на смартфонах: простое управление и нетребовательная графика. Но конечно же, переезд на мобильный рынок это не то, что можно назвать успехом для жанра.
Stealth
На заре эры 3d-ускорителей шутеры получили максимальный буст. Игроки наконец получили возможность лицезреть не абстрактные двумерные картинки врагов, а настоящие объемные модели. Спустя несколько лет однообразных штампованных пострелушек сообщество немного заскучало, вследствие чего некоторые разработчики решились на смелый, но интересный шаг: попробовать делать action-игры с убийствами, но в скрытной манере, а не как это было принято ранее, с пулеметом наперевес и не жалея патронов. Так в 1998 году появились первые представители жанра stealth — Thief и Metal Gear Solid. Эти игровые серии получили и дальнейшее развитие, а вот конкурентов у них появилось не так много. Вспоминаются, пожалуй, только серии Hitman, Splinter Cell, Dishonored и Styx.
Расцвет жанра пришелся на период, когда видеокарты научились грамотно отображать динамическое освещение (2004 — 2010 годы). Игра в прятки в тенях выглядела действительно убедительно. Но сейчас таким трюком мало кого удивишь. Stealth-игры воспринимаются массовой аудиторией как скучные и однообразные. В тех же Hitman и Dishonored вообще необязательно быть скрытным, вполне можно расстелять всё живое на карте и выйти победителем. А игры, где прятаться действительно жизненно необходимо, успешно слились с жанром horror, в результате чего на данный момент мы имеем нескончаемый поток однообразных survival horror'ов, копирующих механики Penumbra и Outlast. Образно говоря, разработчики дают нам понять, что прятаться от людей в играх глупо, ведь их можно тупо перестрелять, а вот прятки от монстров, каннибалов и прочих нечеловеческих сущностей — вполне уместны, а порой и необходимы для выживания.
Соревновательный Quake
Очень жаль, но некогда популярнейший онлайн-шутер в настоящее время претерпевает длительный спад. Кстати, его основной конкурент — Unreal Toutnament — находится в аналогичном положении, но больше обидно именно за прародителя жанра сетевых баталий — соревновательный Quake. А начиналось всё супермасштабно. В 1997 — 2004 годах id Software регулярно финансировала турниры, люди рубились в Quake по всему миру. Серия настолько погрузилась в онлайн, что после первых двух частей игры, преимущественно являвшихся однопользовательскими, в Quake 3 разработчики полностью отказались от одиночной кампании и создали по сути просто набор соревновательных карт. И это оказался успех, выше него серия Quake никогда больше не поднималась. Quake 4 в 2005 году вновь приглашал игроков в одиночную кампанию (откровенно говоря, довольно посредственную), а ее сетевой режим был сразу забракован геймерами.
Сейчас возродить серию id Software пытается совместно с издателем Bethesda Softworks, но кажется, эти робкие попытки обречены на провал. В Quake Champions нет одиночной кампании, всё оружие является каноническим, даже карты частично старые, но улучшенные визуально. Проводятся турниры, некоторые киберспортивные организации имеют постоянный состав по игре, но... Популярности у нее так и не прибавляется. Это связано с огромной конкуренцией среди сетевых шутеров. CS:GO, Overwatch, Destiny 2, множество баттлроялей — всё это игры, переманившие потенциальных квакеров к себе. Как будет развиваться Quake дальше непонятно. И будет ли развиваться вообще?
Кстати, если вам интересна тема соревновательного Quake и игр от id Software вообще, советую подписаться на ютуб-канал бывшего про-геймера, чемпиона России по Quake 2, чемпиона Европы по Quake 3, победителя турниров по Unreal Tournament и бывшего редактора киберспортивного отдела журнала «Страна игр» Романа Тарасенко, известного под ником Polosatiy. Он регулярно проводит стримы и выпускает видео с освещением турниров. Приятно видеть, что легендарная игра всё еще держится на плаву благодаря преданному коммьюнити, посвятившему ей большую часть жизни.
Спасибо, что дочитали статью! А как вы считаете, есть ли у перечисленных жанров еще потенциал, или мы наблюдаем их окончательное угасание? Подписывайтесь на канал, если интересуетесь видеоиграми и киберспортом, будет еще много интересных статей и подборок. До встречи!