Найти тему
Другая педагогика

Как говорить с ребенком без критики, сравнения и принуждения.

В предыдушей статье я писала о том, что считать вербальным и эмоциональным абьюзом применительно к детям.

Сегодня я расскажу, как экологично строить общение с ними в различных ситуациях.

Итак, кратко пробежимся по абьюзивным конструкциям в диалоге с ребенком:
1. Отрицание и игнорирование чувств
2. Критика, оценочные суждения, оскорбления
3. Укор, непрошенный совет
4. Сравнение с кем-то, подразумевая, что кто-то лучше
5. Прямое или косвенное принуждение

Чем их можно заменить?

1. Вместо отрицания чувств используйте их признание, принятие и проговаривание.

- Тебе не нравится, что брат забрал твою игрушку.
- Похоже, ты очень злишься сейчас.
- Я понимаю, что тебе не хочется делать уроки.)


Вы удивитесь, насколько проще ребенок идет на диалог и компромисс, а иногда и сам предлагает решение конфликтной ситуации, когда у него нет необходимости в трудную минуту, испытывая и без того сильные эмоции, думать о том, как защититься еще и от вас.

2. Оценочные суждения и оскорбления стоит заменить на констатацию факта и проговаривание СВОИХ чувств.

- Ты снова потерял ключи. Меня это жутко злит.
- Ты не сделал уроки. Мне не нравится слушать замечания учителя в твой адрес.

У Гиппенрейтер это называется "я-сообщения".

3. Укоры, призывы к совести и в особенности непрошенные советы лучше заменить на напоминание о правилах или предоставление информации, помогающей исправить сделанное.

- В нашей семье не дерутся.
- Переходить через дорогу нужно по зебре.
- Веник и совок на кухне.

4. Вместо сравнений не в пользу ребенка отметьте то, что у него получается и дайте информацию о том, что ее нужно сделать, чтобы получилось остальное. Можно в шутливой форме.

- Строить из лего у тебя получается шикарно! Осталось научиться складывать постройки и лишние материалы в коробку.
- Вася хорошо решает задачи. Ты хорошо рисуешь. Было бы круто заразиться от Васи "математиковедением". А он был бы не против также хорошо рисовать как ты? Как думаешь?

5. Не принуждайте ребенка сделать то, что вы считаете нужным, говорите ему это с позиции "напоминания". Можно развернуто, можно кратко.

-Ты забыл собрать портфель на завтра.
-В твоей комнате снова валяются игрушки.
-Зубы!

Не я придумала эти приемы, они известны по книгам Адель Фабер и Элейн Мазлиш, а так же по, так называмому, активному слушанию и "я-сообщениям" Юлии Гиппенрейтер. Особенно интересующимся данной темой рекомендую книгу М. Розенберга "Язык жизни" о ненасильственном общении. Там не только про детей.

Эти выражения звучат довольно странно, однако если вы начнете использовать хотя бы некоторые из них, удивитесь, насколько уменьшится напряжение между вами и ребенком.

Ведь он - не маленький паразит, только и мечтающий попить с вас кровушки, он человек своими мысями и чувствами, ваш родной и близкий человек.

Если же отношения в вашей семье зашли в ту стадию, когда просто диалоги не помогают, подписывайтесь на канал и читайте об экологичной альтернативе наказаниям. Об этом я напишу в ближайшее время.