В логопедической группе самое пристальное внимание уделяют состоянию мелкой моторики ребенка.
Почему я хочу рассказать об этом мамам и папам всех дошколят?
Дело в том, что улучшение (а в случае ребенка без логопедических проблем - развитие) речи находится в прямой зависимости от тонкой (пальцевой) моторики рук.
Тренируя детские пальчики, вы:
- работаете над концентрацией внимания,
- учите координировать движения руки и глаза,
- позволяете выработать глазомер,
- подготавливаете руку ребенка к письму,
но самое главное, косвенно влияете на то, как будет говорить ваш ребенок.
Обследование большого количества детей и множество опытов дают физиологам право утверждать: «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат» (М.М. Кольцова).
К пяти годам дети уже могут выполнять действия, требующие достаточной точности и согласованности движения рук.
Включите задания по развитию мелкой моторики в домашние дела!
Можно предложить помыть посуду, разобрать крупу, перемотать нитки…
Хорошо подходит и разнообразная предметная деятельность: игры с конструкторами, мозаикой, собирание пазлов.
Старший дошкольник должен одеваться сам, пробовать застегивать и расстегивать молнию, пуговицы, шнуровать ботинки. Замечательно, когда ребенок старается завязать шнурки.
Очень полезны для развития пальцев рисование и раскрашивание.
Рисуя, старайтесь применять различные материалы: ручку, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, мел.
Каждый из них требует от ребенка различной степени нажима, а это тоже развивает мышечное чувство, моторику рук, способствует формированию новых графических навыков.
Покупайте дошкольнику раскраски! Или распечатывайте готовые. Объясните детям, что раскрашивать нужно аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Для раскрашивания отдайте предпочтение карандашам: с ними легче контролировать постановку руки и силу нажима.
Познакомьте ребенка с трафаретами.
Используйте покупные или обводите все, что угодно: очень интересно дорисовывать получившуюся картинку. Такое задание развивает не только моторику, но и воображение малыша.
Эффективны рисунки с пронумерованными точками, которые нужно соединить по порядку, лабиринты (пусть ребенок пройдет его, отмечая путь карандашом и не касаясь «стен» лабиринта), упражнения с элементами письма (штриховки, прописи, графические диктанты, и конечно, волшебная «копирка»).
Лепите: из глины, кинетического или мокрого песка, пластилина. Последний не обязательно разогревать. Лучше, когда дети самостоятельно разминают пластилин до мягкости.
Для координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости, внимательности необходимы ножницы.
Выполняйте следующие упражнения: симметричное вырезание; вырезание фигурок из открыток, рекламных буклетов, журналов; аппликация.
Попытайтесь сплести коврик. Для этого нужно сложить лист бумаги пополам и сделать ножницами ряд ровных надрезов: от согнутой части к противоположной стороне листа, не выходя за контур. Затем нарезаются тонкие полоски другого цвета, которые ребенок вплетает между надрезами заготовки, соблюдая узор.
Только проследите, чтобы ножницы вашего дошкольника были достаточно острыми и с тупыми закругленными концами.
В настоящее время все большую популярность приобретает оригами.
Не случайно, поскольку развивающий потенциал оригами очень высок. Изготовление бумажных игрушек способствует развитию точных движений и памяти.
Покажите ребенку, как складываются кораблик, самолетик и другие фигурки. Потом их можно подарить кому-либо из близких, сверстников или просто включить в игру.
Приобщая дошкольника к оригами, все действия повторяйте несколько раз, не спеша. Скоро ребенок освоит элементарные приемы и начнет мастерить игрушки самостоятельно.
Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми и при выкладывании различных фигур: из спичек, счетных палочек, зубочисток. Плоскостных – на поверхности стола (елочка, лесенка и т.д.) – или объемных. Осторожно втыкая спички в пластилиновые шарики, постройте солнце, стул, домик.
Из гороха, фасоли, желудей, риса получаются красивые узоры, а при желании – буквы и цифры. Чтобы сохранить рисунок, выполняйте его на картонке с тонким слоем пластилина.
Займитесь изготовлением бус. Можно нанизывать на нитку ягоды рябины, макароны, пуговицы, но лучше скатать шарики из предварительно нарезанной фольги.
И наконец, игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика.
Расскажите ребенку о том, как играют в «Ладушки».
Вспомните и другие игры-потешки.
«Утречко» (русская народная игра).
Утро настало,
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей.
(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.)
- Вставай, Большак!
(Большой и указательный пальцы правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.)
- Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному.)
- Вставай, Середка!
(Щелчок по среднему.)
- Вставай, Сиротка!
(Щелчок по безымянному.)
- И Крошка-Митрошка!
(Щелчок по мизинцу.)
- Привет, Ладошка!
(Щелчок в центр ладони.)
Все потянулись
И проснулись.
(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
При повторении игры руки меняются ролями.