Удивительно, конечно, как из некоторые ничего не значащие поезда остаются в памяти потомков, а самые важные уходят из нее. Два года веду канал про поезда, а серьезность «Русской тройки» осознал только теперь. Многие поморщатся и не поймут, что это еще за название. А это, между прочим, первый по-настоящему скоростной поезд Советского Союза.
Стоило завести рубрику #поездсоткрытки , как мне в руки попала удивительная открытка, изданная к 120-летию Тверского вагоностроительного завода. На ней – та самая «Русская тройка», или РТ-200. Кстати, в конце этого текста вы найдете уникальный видеосюжет середины 1970-х годов о запуске этого поезда.
Читаем оборот:
Экспресс «Русская тройка» – первый отечественный скоростной поезд для скоростей до 200 км/ч. Вагоны изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов и имеют обтекаемую форму, что повышает их аэродинамические свойства. В салонах – мягкие поворачивающиеся кресла, люминесцентное освещение, система кондиционирования воздуха.
На открытке стоит дата: 1973 год. Знаменитый ЭР-200, про который помнят все, начал ходить только в 1984 году, спустя 11 лет.
Внимательный читатель тут же поймает меня и спросит: а как же «Аврора»? Действительно, скоростной поезд «Аврора» был пущен в 1963 году. Но вагоны «Авроры» предназначались для эксплуатации на скоростях до 180 км/ч. Перед разработчиками «Русской тройки» стояла задача разогнать поезд до 225 км/ч.
Над поездом работали ведущие специалисты железнодорожных научно-исследовательских институтов – ЦНИИ МПС (ныне ВНИИЖТ) и Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (ВНИИВ). Создание вагонов поручили Калининскому (ныне Тверскому) вагоностроительному заводу, который делал «Аврору» и примерно в те же годы пытался приладить двигатели Як-40 к электричке.
В результате получился вагон длиной 26,35 метров в длину и 3,052 метра в ширину. В каждый помещалось 38 двухместных поворотных кресел то есть аж 76 кресел. Высота вагона была меньше, чем в стандартном подвижном составе, а боковую стенку для снижения аэродинамического сопротивления наклонили немного к центру.
В ходе испытаний в 1971-1972 году вагоны разгоняли до 220 км/ч. Проверка была пройдена успешна и в 1974 году Калининский завод выпустил состав из восьми сидячих вагонов, вагон-бара со служебным купе-радиоузлом и вагона-электростанции.
«Экспериментальные поездки доказали жизнеспособность “Русской тройки”, и 8 июля 1975 года состав отправился в свой первый рейс с пассажирами», – писал «Гудок» в 2010 году.
Но жизнь «Русской тройки» полна загадок. Я знаю, что с 1975 по 1980 год поезд ходил между Москвой и Ленинградом, чередуясь с «Авророй» и по расписанию «Авроры». А раз так, то проявлять те качества, которые «тройка» показала на испытаниях, ей вместе с пассажирами не дали. Почему? Большой вопрос.
«Гудок» пишет, что «Русская тройка» была очень востребованным поездом и объясняет решение отказаться от него в 1980 году тем, что в Советском Союзе для нее не было серийного локомотива, который выдерживал бы такие скорости. Однако точно известно, что чехословацкие электровозы ЧС-200 (выпущенные заводом «Шкода»), которые заказывались в том числе для этого поезда, к 1980 году уже поступили на Октябрьскую железную дорогу, где позже возили и «Аврору», и «Невский экспресс», и эксплуатируются по сей день.
В Сети можно найти рассказы из разряда баек, что, мол, кто-то от кого-то слышал, что вагоны РТ-200 при разгоне свыше 120 км/ч настолько сильно входили в резонанс друг с другом, что дело могло кончиться катастрофой. Может ли это быть правдой, которую замалчивает официальная история ж/д? Да, конечно, но никем это не подтверждено. Скорее всего, просто решили не развивать проект, сосредоточившись на ЭР-200.
Читайте также: Как в РЖД за десять лет уничтожили знаменитую «Смену». Поезд, который обслуживали проводники-студенты
В 1980 году вагоны РТ-200 были выведены из эксплуатации и списаны, и на маршрут уже не вернулись. «Википедия» пишет, что два вагона будто бы уцелели и что в них в свое время сделали видеосалоны на Варшавском и Финляндском вокзалах Петербурга (не помню такого), а теперь они якобы приписаны к музею российских железных дорог на Балтийском вокзале, но не экспонируются. Проверить это я не смог, но опять же в Сети есть такое фото.
Если мне кто-нибудь напишет о причинах отказа от «Русской тройки», я буду благодарен и обещаю продолжить эту тему. Как бы то ни было, нам важно знать, что в 1970-е годы в СССР уже делали поезда, которые разгоняли до 220 км/ч, хотя бы в тестовых испытаниях. Спустя 50 лет мы такие поезда покупаем за рубежом. Очень жаль.