Впервые нечто похоже на сбалансированную программу развития сына мы получили в 2,5 года по ABA, но, честно говоря, тянуть ребенка по всем направлениям у меня долго не получалось. Не хватало сил. У нас приоритетах были: речь (потому что там все было совсем никак) и социальные навыки (потому что, наоборот, был большой потенциал, и мы надеялись быстро дотянуться до нормы). В общем классическая ошибка при РАС. Это только два кирпича из большого фундамента, и на них дом не построишь.
Какую бы программу я назвала идеальной? Программу, где задействованы как минимум 6 сфер навыков:
- академических и когнитивных (то есть как раз то, чем заняты логопеды и дефектологи);
- социальных и поведенческих;
- бытовых;
- игровых;
- графомоторных и конструкторских;
- спортивных и сенсорных.
Программа для каждого ребенка должна быть составлена индивидуально логопедом, дефектологом, терапистом, нейропсихологом. Очень поможет книга "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" , где есть, ну... процентов 60 того, что я перечислила.
Также можно гуглить по запросам: "Что умеет ребенок в ... лет" и смотреть, заполняются ли у вас все тематические блоки. На карантине в день у нас 2-3 урока. Это русский язык, физкультура и труд, изо. Остальное добираем по ситуации в течение дня.
Программа для сына
0. Поднять утром сказать: сегодня (день недели). Времена года и суток мы уже выучили, поэтому сейчас занимаемся днями недели.
Обобщение: в течение дня подчеркивать, какие вещи произойдут в определенный день недели, например: "В среду мы пойдем в гости...", "В воскресенье мы идем в парк..."
Урок 1.
Область: сенсорная интеграция (игры и занятия, которые компенсируют нарушения ЦНС)+ физкультура.
Время: 20 мин.
Об этом я уже писала. Здесь я пока не очень разобралась с упражнениями, хочу показать сына нейропсихологу после карантина. Заочно мы определили, что сыну нужно разбираться с прорецептивными нарушениями и диспраксией.
Полоса препятствий:
- канат;
- змейка;
- массажные коврики;
- лошадка;
- ходим с папой.
Задания на коррекцию прорецептивной системы:
- туннель;
- слон;
- рыбак;
- кидание капитошек в ящик и в мишень;
- перемещение мяча ногами в ящик через голову;
- песня "голова, плечи и коленки и носочки".
Обобщение навыков в течение дня: крепко обнимать ребенка не менее 10 раз, разрешать бороться с родителями, если нет нежелательного поведения (укусы, щипки, удары), купить специальный грызунок для кусания, предлагать боди-арт.
Урок 2.
Область: академические навыки (чтение, письмо, счет) + когнитивные навыки (внимание, восприятие, память, мышление, речь и другие).
Время: 20+20 минут+10 минут/50 минут с логопедом.
Грамматика
а. Предложения с 4+ слов с использованием фразового конструктора и употреблением :
- прилагательных;
- предлогов.
б. Числительные от 1 до 5 в ж. и м.р., ед. и мн. ч., в словосочетаниях типа: один красный мяч, две зеленые лягушки (фразовый конструктор).
в. Времена глаголов.
Связанная речь
- 1 короткий рассказ по картинкам (с наводящими вопросами)
или
-описания двух предметов по схеме
Диалог
- беседа с логопедом;
или
- заучивание готовых ответов на вопросы: Где ты живешь? (адрес), В каком городе ты живешь? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? /Когда ты родился?
Фонетика
Артикуляционная гимнастика, буква "ш" изолировано и в сочетаниях : аш, ош, уш.
Вопросы
Вопрос что/кто, игра "Спроси у папы"
Словарный запас:
Выучить части одежды, типа: капюшон, рукав и т.п., части тела, типа: локоть, пятка, ресницы и т.п.
Задания на внимание, пространственное мышление и координацию "глаз-рука"
- пазлы;
- картинки из кубиков;
- размещение предметов в клетках;
- найди отличия (описать словами).
Обобщение навыков в течение дня:
- исправлять все речевые ошибки ребенка и предлагать простые готовые шаблоны фраз, необходимых в общении;
- заменять "это..." на "Что это?", "скоро (название действия)?" на "когда (название действия", например: "Скоро чай?", на: "Когда чай?";
- особое внимание уделять использованию местоимений: я, ты, мой, твой (не говорить о ребенке в третьем лице, обращаясь к нему: например "... будет кушать?", не говорить себе в третьем лице, например: папа пойдет играть с сыном, если сын уберет игрушки", правильный вариант: "Я пойду играть с тобой, если ты уберешь игрушки" ).
- немедленно выполнять большинство просьб, где используются:
- 4+ слов;
- слова вежливости;
- грамматически правильные высказывания;
- новые обороты.
- спрашивать о произошедших событиях, например: "Что ты ел на завтрак?" "Во что ты играл с мамой, что ты делал на балконе".
Урок 3.
Время: 10-15 мин
Область: Графо-моторные и конструкторские навыки
Здесь у нас все плохо и запущено. Ребенок не любит делать что-то по надуманному сюжету и не особо умеет, двигаемся мелкими шагами.
Любое из занятий в течение дня:
- раскрашивание предметов/картинок;
- вырезание ножницами по дуге пунктиром;
- дорисовка деталей к готовым рисункам,
- аппликация из готовых элементов,
- сборка конструкций по образцу (куб).
- лепка с готовыми формами,
- рисование букв и символов.
Обобщение навыка:
Помогать ребенку что-нибудь смастерить или нарисовать, если попросит. Предлагать сделать что-нибудь руками.
Вечером:
Чтение 30 минут.
В течение дня
1. Игровые навыки (учим ребенка играть в игры, занимать свое время)
- настольная игра-бродилка;
- ладушки;
- игра в мяч (забивать мяч в "ворота").
2. Социальные навыки (учим ребенка общаться)+работа с нежелательным поведением.
Проблема 1. Ребенок копирует родителей и пытается выпросить что-нибудь, повышая голос и выкидывает вещи, которые запрещено ломать/играть.
Решение:
- не повышаем голос, не выкидываем предметов в приступе гнева;
- просим ребенка: "говори спокойно";
- откликаемся на разумную просьбу с нормальной интонацией;
- игнорируем крики.
Проблема 2. Ребенок пытается привлечь внимание деструктивным поведением: щипками, киданием/отниманием предметов.
Решение:
- уделяем ребенку внимание до того, как началось такое поведение;
- после начала поведения уходим от ребенка в ванную, говоря: "Ты плохо себя ведешь, я
не хочу с тобой играть.
3. Бытовые навыки (самообслуживание и домашние обязанности)
Халатное отношение к бытовым навыкам очень типичная ошибка для многих родителей, и для меня тоже :) Мы растим академиков, которые знают английский, но не умеют завязывать шнурки.
Если ребенок приучается к труду, это улучшает:
- речь (словарный запас+повод для общения - просьба о помощи+развитие речи через мелкую моторику)
- самооценку;
- социализацию (воспитатели и сверстники лучше относятся к тем детям, которые могут обслужить себя сами и ребенок чувствует себя уверенне.
Одежда:
- одеваться самостоятельно (взрослый только подает одежду и поправляет ее);
- застегнуть молнию перед прогулкой на балконе (помощь взрослого минимальная);
- вешать на крючок одежду и ставить ботинки в калошницу;
- доставать свои вещи из ящика комода.
Прочее:
- вытирать попу;
- чинить сломанные вещи: клеить скотчем и клеем;
- поливать цветы;
- засыпать в воду пельмени и макароны, отрезать колбасу, делать печенье формочками;
- вытирать стол после еды + аккуратно есть;
- убирать за собой мусор и пролитую воду (помощь минимальная);
- подметать (рука-в-руке).
Вот такая у нас программа занятий сегодня. Думаю к каждому пункту приделать галочку и повесить ее на холодильник для себя и мужа.
ЗЫ: Меня выгоняют из-за компьютера, картинки - завтра.