Найти тему

Какие навыки нужны ребенку с РАС?

Впервые нечто похоже на сбалансированную программу развития сына мы получили в 2,5 года по ABA, но, честно говоря, тянуть ребенка по всем направлениям у меня долго не получалось. Не хватало сил. У нас приоритетах были: речь (потому что там все было совсем никак) и социальные навыки (потому что, наоборот, был большой потенциал, и мы надеялись быстро дотянуться до нормы). В общем классическая ошибка при РАС. Это только два кирпича из большого фундамента, и на них дом не построишь.

Какую бы программу я назвала идеальной? Программу, где задействованы как минимум 6 сфер навыков:

- академических и когнитивных (то есть как раз то, чем заняты логопеды и дефектологи);

- социальных и поведенческих;

- бытовых;

- игровых;

- графомоторных и конструкторских;

- спортивных и сенсорных.

Программа для каждого ребенка должна быть составлена индивидуально логопедом, дефектологом, терапистом, нейропсихологом. Очень поможет книга "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" , где есть, ну... процентов 60 того, что я перечислила.

Также можно гуглить по запросам: "Что умеет ребенок в ... лет" и смотреть, заполняются ли у вас все тематические блоки. На карантине в день у нас 2-3 урока. Это русский язык, физкультура и труд, изо. Остальное добираем по ситуации в течение дня.

Программа для сына

0. Поднять утром сказать: сегодня (день недели). Времена года и суток мы уже выучили, поэтому сейчас занимаемся днями недели.

Обобщение: в течение дня подчеркивать, какие вещи произойдут в определенный день недели, например: "В среду мы пойдем в гости...", "В воскресенье мы идем в парк..."

Урок 1.

Область: сенсорная интеграция (игры и занятия, которые компенсируют нарушения ЦНС)+ физкультура.

Время: 20 мин.

Об этом я уже писала. Здесь я пока не очень разобралась с упражнениями, хочу показать сына нейропсихологу после карантина. Заочно мы определили, что сыну нужно разбираться с прорецептивными нарушениями и диспраксией.

Полоса препятствий:
- канат;
- змейка;
- массажные коврики;
- лошадка;
- ходим с папой.
Задания на коррекцию прорецептивной системы:
- туннель;
- слон;
- рыбак;
- кидание капитошек в ящик и в мишень;
- перемещение мяча ногами в ящик через голову;
- песня "голова, плечи и коленки и носочки".

Обобщение навыков в течение дня: крепко обнимать ребенка не менее 10 раз, разрешать бороться с родителями, если нет нежелательного поведения (укусы, щипки, удары), купить специальный грызунок для кусания, предлагать боди-арт.

Урок 2.

Область: академические навыки (чтение, письмо, счет) + когнитивные навыки (внимание, восприятие, память, мышление, речь и другие).

Время: 20+20 минут+10 минут/50 минут с логопедом.

Грамматика

а. Предложения с 4+ слов с использованием фразового конструктора и употреблением :

- прилагательных;

- предлогов.

б. Числительные от 1 до 5 в ж. и м.р., ед. и мн. ч., в словосочетаниях типа: один красный мяч, две зеленые лягушки (фразовый конструктор).

в. Времена глаголов.

Связанная речь

- 1 короткий рассказ по картинкам (с наводящими вопросами)

или

-описания двух предметов по схеме

Диалог

- беседа с логопедом;

или

- заучивание готовых ответов на вопросы: Где ты живешь? (адрес), В каком городе ты живешь? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? /Когда ты родился?

Фонетика

Артикуляционная гимнастика, буква "ш" изолировано и в сочетаниях : аш, ош, уш.

Вопросы

Вопрос что/кто, игра "Спроси у папы"

Словарный запас:

Выучить части одежды, типа: капюшон, рукав и т.п., части тела, типа: локоть, пятка, ресницы и т.п.

Задания на внимание, пространственное мышление и координацию "глаз-рука"

- пазлы;

- картинки из кубиков;

- размещение предметов в клетках;

- найди отличия (описать словами).

Обобщение навыков в течение дня:

- исправлять все речевые ошибки ребенка и предлагать простые готовые шаблоны фраз, необходимых в общении;

- заменять "это..." на "Что это?", "скоро (название действия)?" на "когда (название действия", например: "Скоро чай?", на: "Когда чай?";

- особое внимание уделять использованию местоимений: я, ты, мой, твой (не говорить о ребенке в третьем лице, обращаясь к нему: например "... будет кушать?", не говорить себе в третьем лице, например: папа пойдет играть с сыном, если сын уберет игрушки", правильный вариант: "Я пойду играть с тобой, если ты уберешь игрушки" ).

- немедленно выполнять большинство просьб, где используются:

  • 4+ слов;
  • слова вежливости;
  • грамматически правильные высказывания;
  • новые обороты.

- спрашивать о произошедших событиях, например: "Что ты ел на завтрак?" "Во что ты играл с мамой, что ты делал на балконе".

Урок 3.

Время: 10-15 мин

Область: Графо-моторные и конструкторские навыки

Здесь у нас все плохо и запущено. Ребенок не любит делать что-то по надуманному сюжету и не особо умеет, двигаемся мелкими шагами.

Любое из занятий в течение дня:

- раскрашивание предметов/картинок;

- вырезание ножницами по дуге пунктиром;

- дорисовка деталей к готовым рисункам,

- аппликация из готовых элементов,

- сборка конструкций по образцу (куб).

- лепка с готовыми формами,

- рисование букв и символов.

Обобщение навыка:

Помогать ребенку что-нибудь смастерить или нарисовать, если попросит. Предлагать сделать что-нибудь руками.

Вечером:

Чтение 30 минут.

В течение дня

1. Игровые навыки (учим ребенка играть в игры, занимать свое время)

- настольная игра-бродилка;

- ладушки;

- игра в мяч (забивать мяч в "ворота").

2. Социальные навыки (учим ребенка общаться)+работа с нежелательным поведением.

Проблема 1. Ребенок копирует родителей и пытается выпросить что-нибудь, повышая голос и выкидывает вещи, которые запрещено ломать/играть.

Решение:

- не повышаем голос, не выкидываем предметов в приступе гнева;

- просим ребенка: "говори спокойно";

- откликаемся на разумную просьбу с нормальной интонацией;

- игнорируем крики.

Проблема 2. Ребенок пытается привлечь внимание деструктивным поведением: щипками, киданием/отниманием предметов.

Решение:

- уделяем ребенку внимание до того, как началось такое поведение;

- после начала поведения уходим от ребенка в ванную, говоря: "Ты плохо себя ведешь, я

не хочу с тобой играть.

3. Бытовые навыки (самообслуживание и домашние обязанности)

Халатное отношение к бытовым навыкам очень типичная ошибка для многих родителей, и для меня тоже :) Мы растим академиков, которые знают английский, но не умеют завязывать шнурки.

Если ребенок приучается к труду, это улучшает:

- речь (словарный запас+повод для общения - просьба о помощи+развитие речи через мелкую моторику)

- самооценку;

- социализацию (воспитатели и сверстники лучше относятся к тем детям, которые могут обслужить себя сами и ребенок чувствует себя уверенне.

Одежда:

- одеваться самостоятельно (взрослый только подает одежду и поправляет ее);

- застегнуть молнию перед прогулкой на балконе (помощь взрослого минимальная);

- вешать на крючок одежду и ставить ботинки в калошницу;

- доставать свои вещи из ящика комода.

Прочее:

- вытирать попу;

- чинить сломанные вещи: клеить скотчем и клеем;

- поливать цветы;

- засыпать в воду пельмени и макароны, отрезать колбасу, делать печенье формочками;

- вытирать стол после еды + аккуратно есть;

- убирать за собой мусор и пролитую воду (помощь минимальная);

- подметать (рука-в-руке).

Вот такая у нас программа занятий сегодня. Думаю к каждому пункту приделать галочку и повесить ее на холодильник для себя и мужа.

ЗЫ: Меня выгоняют из-за компьютера, картинки - завтра.