Представим, что у вас есть возможность попасть в прошлое, в период распада Западной Римской империи. Ваша задача — предотвратить этот самый распад. Выполнима ли она? Ещё в 1930-е годы известный писатель-фантаст Лайон Спрэг де Камп ответил на этот вопрос положительно. Герой его романа «Да не опустится тьма» оказывается в Риме 535 года и успешно предотвращает падение Римской империи. В одиночку и вооружённый лишь знаниями (по профессии он археолог, специализирующийся именно на этом веке). Возможно ли такое?
К сожалению, ответ будет отрицательным. В VI веке Западную часть римской империи спасать уже поздно. Константинополь занимался этим весь предыдущий, V век, но не преуспел. А ведь у императоров Восточной Римской империи возможностей было заведомо больше, чем у попаданца-одиночки. Да и в политике того времени они разбирались намного лучше. Тем не менее, Рим разграбили вандалы, «последний римлянин» Аэций погиб. В VI веке византийским императорам пришлось уже не оказывать помощь своим западным родичам, а освобождать земли Италии, включая и сам Рим, от захвативших их остготов.
Причина распада Западной Римской империи заключалась не в каком-то одном факторе, который поддаётся исправлению. Империю разрушил системный кризис, а с ним один человек справиться заведомо не в состоянии, обладай он какими угодно знаниями. Всё равно опираться ему придётся на местных политиков, уже доказавших свою неспособность удержать власть. В реальной истории они шли на службу любому варварскому королю, который обладал военной силой и мог обеспечить хоть какой-то порядок. Остаётся единственная возможность — помочь Восточной Римской империи не просто отвоевать, но и удержать территории на Западе, после чего восстановить всю Римскую Империю целиком, в границах времён императора Траяна.
В таком случае попаданцу нужно обрести влияние на императора Юстиниана I, причём желательно ещё до его прихода к власти в 527 году. В реальной истории Юстиниан успешно провёл сразу несколько реформ: административную, юридическую и экономическую. С помощью информации, полученной от попаданца, знаменитый «Кодекс Юстиниана» может быть принят на несколько лет раньше. Централизация власти также может быть проведена быстрее и с меньшими издержками. То же самое и с прочими реформами, включая упорядочивание финансов империи.
Юстиниан страдал от профессиональной болезни правителей — паранойи, подозревая самых талантливых своих подчинённых (в том числе великого полководца Велизария) в стремлении его свергнуть. Из-за этого многие вполне разумные инициативы тормозились, а в период наибольших побед полководец мог быть отозван из армии — император беспокоился, что тот обретёт популярность в войсках, которой воспользуется для переворота. Благодаря достоверной информации из будущего, Юстиниан узнает, кому следует доверять безоговорочно, а кого лучше превентивно удалить из аппарата власти.
Ещё одна абсолютно необходимая реформа — церковная. Как раз в это время происходила ожесточённая борьба, местами переходящая в драки и резню, между монофизитами и их противниками. В реальной истории Юстиниан многое сделал для упорядочивания церковного законодательства. Он вполне мог полностью подчинить церковную власть Патриарха светской, тем более что в Западной Римской империи так и было — императоры являлись одновременно и великими понтификами. Такое положение дел было закреплено решением Халкидонского собора 451 года. Впрочем, обладая информацией обо всех епископах и прочих церковных деятелях, император, даже не вмешиваясь явным образом в церковные дела, вполне способен приструнить наиболее активных смутьянов и направить энергию особо буйных монахов в более конструктивное русло — например, отправить их проповедовать европейским варварам.
Самая ценная информация, которую предоставит императору попаданец — о произошедшем через 5 лет после воцарения Юстиниана восстании «Ника». В нашей истории оно привело к сильным разрушениям в столице и гибели 35 тысяч горожан. Предотвращение этого восстания позволит Восточной Римской Империи сохранить много сил и средств. Ещё больше людей и ресурсов сохранит предотвращение пандемии — так называемой Юстиниановой Чумы, начавшейся в 540 г. Карантинные зоны и минимальная санитария спасут миллионы жизней граждан империи.
Разумеется, не останется без внимания попаданца и армия. Порох получить несложно, но вот селитру в товарных количествах придётся возить из Индии. Поэтому разумнее всего использовать порох лишь для осадных пушек, с помощью которых можно будет проламывать практически любые укрепления того времени. Пехоту и конницу вооружать мушкетами нецелесообразно, зато можно наладить производство мощных арбалетов со стальными дугами. Велизарий и Нарсес даже в нашей истории небольшими силами умели побеждать армии варварских королевств, а в данном варианте у них будет полное превосходство в оружии. Поэтому ещё при жизни Юстиниана I вполне можно рассчитывать на возрождение былой мощи единой Римской империи.