Найти тему

Brand Букварь: «Депонирование прав» и «Долевое владение брендом»

Оглавление

Депонирование - это фиксация прав на произведение на определенную дату.

Процедура депонирования требуется для подтверждение права и установление временного приоритета, в случае презентации или рекламы бренда, представления на выставках, конференциях, переговорах.

Также депонирование помогает сохранить интересы и защиту прав от недобросовестных конкурентов.

В случае защиты прав необходимо предоставить свидетельство о депонировании и экземпляр заверенного произведения в суд в качестве вещественного доказательства авторства.

Выделяют три способа депонирования:

1. Обращение в авторское общество.

Процедура занимает около двух недель, а стоимость зависит от объёма и вида произведения. Вы предоставляете экземпляр произведения на хранение в общество, с последующей выдачей свидетельства.

2. Обращение к нотариусу для заверения.

3. Самостоятельное депонирование путем отправки электронного письма или заказного письма почтой с уведомлением и описью содержимого в письме.

Важно, что вскрыть письмо необходимо только в случае защиты Ваших прав в суде.

Основные преимущества депонирования:

· депонирование не является обязательной процедурой - осуществляется только по решению автора или иного правообладателя

· депонирование это быстрая и бюджетная услуга

· депонирование выступает инструментом защиты прав и подтверждения наличия авторских прав на определенную дату

Объектом депонирования могут выступать:

· Брендбук;

· Шрифты;

· Логотипы;

· Дизайн упаковки или товара;

· Элементы фирменного стиля и айдентика;

· Презентации;

· Фотографии;

· Музыка;

· Рингтоны;

· Видеоролики;

· Персонажи;

· Другие объекты авторских прав.

Долевое владение брендом

-2

Разбираемся с термином «долевое владение брендом». В сервисной модели Brand hub бренд передается полностью, без долей. При заказе любого пакетного предложения сервиса пользователь получает имущественные права на выбранный концепт.

Как такового понятия «доли» в праве нет, но по аналогии с квартирой или другим имуществом, можно рассмотреть формы совместного владения. И первое это лицензия.

О формах совместного владения

  • Лицензия (лицензионный договор) - это разрешение на использование товарного знака третьими лицами.
  • Договор коммерческой концессии или «франшиза» - разрешение на использование комплекса прав, в который всегда включается товарный знак.

Интересным обстоятельством является определение вида лицензии или концессии. Разделяют исключительную и неисключительную формы.

Исключительная форма - правообладатель даёт право использования только одному лицу. В неисключительной форме правообладатель даёт право одному и оставляет за собой право давать другим лицам использование товарного знака.

Дополнительно можно предусмотреть в условиях право на сублицензию / субконцессию. Это значит, что право на товарный знак можно передавать дальше, без особого разрешения от правообладателя.

Следует помнить, что любая форма совестного владения на товарный знак подлежит регистрации в Роспатенте (патентное ведомство).

Данный факт фиксируется в государственном реестре. А это значит, что по каждому бренду можно отследить его «долевую» историю.

Об управлении брендом

Особое место занимает управление брендом среди учредителей компании. Все условия между соучредителями необходимо решать на «берегу», чтобы при выходе из состава собственников не было «мучительно больно».

Стоит также отметить понятие коллективного товарного знака, где регистрация осуществляется на союз / ассоциацию правообладателей. Доля на владение в равной степени распределяется между всеми участниками союза, а все условия фиксируются в уставе товарного знака.

Об особенностях регионального и коллективного бренда

Стоит также отметить понятие коллективного товарного знака, где регистрация осуществляется на союз / ассоциацию правообладателей. Доля на владение в равной степени распределяется между всеми участниками союза, а все условия использования фиксируются в уставе товарного знака.

Также необходимо упомянуть о регистрации регионального бренда как «наименования места происхождения товара» (НМПТ). Это как товарный знак, но процедура регистрации и форма охраны несколько иная. НМПТ строится на привязке наименования территории и продукта / товара (например, Белёвская пастила, Адыгейский сыр, Гжель, Ессентуки). Первооткрыватель НМПТ задаёт условия, а другие могут присоединиться, если соответствуют этим условиям. 

В исключительных случаях, например, при реорганизации или ликвидировании, стоит заранее предусмотреть передачу 100% доли товарного знака другой компании или ИП, чтобы сохранить жизнь бренда.

Фиксируйте права на произведения с помощью механизма депонирования тогда, когда это требует ситуация.

Разумно осуществляйте управление брендом, выбирая подходящую форму долевого владения.

Сервис Brand hub благодарит команду IPhub за помощь в подготовке материалов и проведение совместных эфиров.