Найти тему
Старинные Штучки

Ораниенбург – две достопримечательности и много жизней

Со времени этой поездки в Берлин, она была не первая и не последняя, прошло достаточно много времени. Мне потребовалась пауза, чтобы «переварить», отфильтровать информацию, привезенную домой. Некоторые воспоминания хотелось забыть, стереть из памяти навсегда, но, к сожалению, в голове нет кнопки «Delete», и приходиться с этим жить.

Так как посещение Берлина планировалось заранее, и оно было не первым, нужно было найти нечто новое и неизведанное, так сказать «изюминку» путешествия. Выбор пал на город Ораниенбург.

В немецком Ораниенбурге есть свой дворец с очень богатой многовековой историей. Им владела династия Гогенцоллернов – Король Фридрих Вильгельм I Бранденбургский, Король Пруссии Фридрих Великий и их потомки. Во дворце жили, передавали по наследству, дарили и даже продавали.

В начале 19 века в истории дворца появился и довольно странный владелец, берлинский аптекарь. Его обязали установить в помещениях 50 ткацких станков и производить хлопоковую ткань. Позже сын этого аптекаря, во дворце устроил фабрику по выработке серной кислоты, а спустя несколько лет переоборудовал ее для изготовления свечей. Здание горело дважды. Пожар уничтожил юго-восточное крыло дворца. Во второй половине 19 века дворец вернулся в собственность королевской династии. Семья востановила и частично перестроила здание на свой вкус, сделав его более комфортным для проживания.

В 20 веке во времена национал-социалистов в 1933-1937 годах дворец служил казармой особого отряда СС «Мёртвая голова», выполнявшего особую миссию на территории концентрационного лагеря Заксенхаузен. Об этом я расскажу чуть позже. После окончания войны дворец отремонтировали и передали в распоряжение советской армии, где до 1990 года размещалась офицерская школа народной полиции и казармы пограничных войск ГДР. В 1997 году дворец перешел в собственность города, и началась его капитальная реконструкция и реставрация. В настоящее время часть здания открыта для посещения, в другой части расположилась городская администрация. Музей можно посетить только с экскурсией (входит в стоимость билета, я платила 3 евро).

Знакомство с Ораниенбургом показалось мне приятным. Тихий город с большим колличеством зеленых насаждений, интересные граффити на фасадах некоторых построек.

-2

Без спешки, прогулочным шагом я двигалась в направлении следующего, намеченного к исследованию, объекта... Это был тоже музей, но совсем другой, с другой аурой, другими историями и другими эмоциями. Концлагерь Заксенхаузен. Пожалуй, самое страшное и самое сильное в плане восприятия (на мой взгляд) место на Земле. Ранее я уже бывала в подобных местах и имела представление о чувствах, появляющихся и сопровождающих при посещении «фабрик смерти». Но этот лагерь отличался от того, что я видела раньше.

-3

В этом мини-городе под названием Заксенхаузен за высокими стенами и колючей проволокой была организована мега-лаборатория, которая работала на экономику и мощь Третьего Рейха. Заключенные использовались в проведении опытов для создания медицинских препаратов от различных болезней. В специально отведенных бараках располагались комнаты со специально зараженными той или иной болезнью заключенными. Одних «старательно» лечили экспериментальными медикаментами, а других нет, наблюдая, как протекает болезнь. Затем вскрывали и тех и других, дабы узнать, какое лечение было более эффективным. Еще уздники и их части были источником пособий для медицинских учебных заведений. Проводили также эксперименты с газами и ядохимикатами для массового уничтожения людей.

-4

Другим достаточно доходным предприятием Заксенхаузена было производство обуви для солдат вермахта. Проверка износостойкости подошвы и в целом качества армейских ботинок входило в обязанности заключенных. В специально отведенном месте, был построен полигон с разным дорожным покрытием, где днями напролет они ходили и бегали по несколько десятков километров, иногда, неся на себе мешки весом 10 – 20 кг.

-5

Побег из Заксенхаузена был практически не возможен. Конструкция стен, отгораживающих одну часть лагеря от другой, была сделана таким образом, что невозможно было понять, где она точно заканчивалась, был ли за ней проход (это я даже испытала на себе), и что было вообще с другой её стороны. Перемещение пленных по территории всегда тщательно планировалось, и маршруты движения не были известны до последней минуты.

-6

В мини-городе помимо жилых бараков, хозяйственных построек, производственных помещений и мест массового уничтожения находились две огороженных глухими стенами территории. Одна из них принадлежала особому отделу СС, который занимался особыми пленными, такими как В.Джугашвили, О.Бандера, Г.Эльзнер (организатор неудавшегося покушения на Гитлера). В другой огороженной части жили заключенные со специальными знаниями и талантами.

Эта зона находилась в ведении отрядов СС «Мёртвая голова». Миссией команды был подрыв экономики врага, а именно Великобритании. В застенках Заксенхаузена, в бараках 18 и 19, организовали мастерскую по изготовлению фальшивых денег, которые в дальнейшем планировали разбрасывать с самолетов над территорией Королевства и использовать для финансирования разведчиков. Операция имела название «Андреас». Подготовку по ее осуществлению начали в 1940 году, успех же пришел в 1942 году, когда приняли решение использовать людей с нужными знаниями из числа уздников. Команду фальшивомонетчиков подбирали тщательно, выискивая подходящих людей в других концентрационных лагерях. Выбор мог пасть как на человека с криминальным прошлым, так и на художника, работника банка и типографии. Задачей было не только рисовать банкноты, но и создать печатное клише. Качество купюр было настолько высоким, что подделки не могли отличить от оригиналов.

В этой части лагеря устанавливались свои законы и порядки. Условия жизни, питания и досуга разительно отличались от того, что происходило за забором. Да, здесь был досуг: настольный теннис, любительские театральные постановки, даже секс (время от времени приводили женщин). Охранники относились к заключенным по-другому, нежели было принято в концлагерях. Проживающим в этих бараках разрешалось курить сигареты, которыми их регулярно снабжали, читать газеты, слушать радио.

Количество задействованных в производстве, по разным данным, составляло от 140 до 300 человек. Работы велись посменно круглосуточно. Чтобы купюры не выглядели новыми, придумали способ их состаривания. Для этого использовали заключенных из лагеря. Выстроенные в шеренги, они передавали из рук в руки деньги, иногда сминая, скручивая и складывая их, как обычно это происходит в жизни. Также, имитируя процесс обращения банкнот, на них делали надписи. На одних купюрах писались британские имена и адреса, как часто делали сами жители Туманного Альбиона, на других – ставились номера, будто это были пометки банковских служащих. Немецкое руководство было довольно результатами операции. Фальшивые деньги печатались с 1942 по 1944 год. Сбыт и обмен банкнот производился через хорошо законспирированные и отлаженные каналы. Руководитель операции Крюгер подал прошение о награждении лиц, работавших вместе с ним. Спустя некоторое время приказ был подписан, однако произошел курьезный случай, в наградном списке каким-то образом оказались имена 12 заключенных, среди них три еврея. Так закончилась операция «Андреас». Позже, тот же состав участников задействовали в следующей операции «Бернхард». И в этот раз им предстояло подделовать американские доллары. С наступлением 1945 года немецким руководством было принято решение о переводе мастерской в другой лагерь Маутхаузен.

-7

С окончанием войны история Заксенхаузена не закончилась. Уздники концлагеря были освобождены, часть бараков сожжено, но на территории по соседству начали возведение новых жилищ для новых уздников, врагов Красной армии. В настоящее время в этих помещениях расположен музей, в котором находится огромное количество документов, большинство из них на русском языке. Так вот, можно просто походить и почитать дела заключенных, достоверно убедиться какими "врагами народа" занималось НКВД. Мало того, что бывшие советские военно-пленные плавно перетекали сюда из других освобожденных концлагерей, так ещё осуждалось и помещалось в новый лагерь местное население. Местные владельцы магазинчиков и лавочек были вынуждены реализовывать ворованые ушлыми советскими начальниками продукты. Откажешься продавать – расстрел на месте, будешь сотрудничать - возможен срок и лагерь. Выбирать особо не приходилось. Законы и порядки сильного и господствующего работают всегда, кем бы он нибыл. Новый лагерь прекратил свое существование спустя пять лет в 1950 году.

-8

На этом моя эксурсия закончилась. Хотелось бежать из того ужасного места, но не было сил. Увиденное, услышанное в аудиогиде, прочитанное в документах было реальностью прошедшедших на той земле событий, которую мое сознание отказывалось принимать. Я не стала описывать всех ужасов, происходивших там, информацию об этом можно с легкостью найти в интернете. Я лишь рассказала то, что можно читать без слез, мою историю знакомства с городом Ораниенбург и мини-городом Заксенхаузен.