Найти в Дзене
Про электромобили

Китайский автопром наступает

Оглавление
Changan UNI-T
Changan UNI-T

Никакой автопром в мире сейчас не развивается так стремительно, как китайский. Что самое главное, развивается он не только количественно, но и качественно. Каких-то 10 лет назад в его ещё никто не верил, но именно следующее десятилетие может стать переломным для китайской автомобильной промышленности. В качестве примера многие приводят мобильные телефоны. В какой-то степени я с этим согласен. Десять лет назад я бы никогда не купил китайский мобильный телефон и даже не допустил бы такой мысли. Тогда их смартфоны были чем-то ужасным, с глючным тачскрином, никакой камерой, сырым программным обеспечением и неизвестным уровнем облучения (SAR). Сейчас же компания Huawei на третьем месте в мире по продажам смартфонов и входит в число мировых лидеров по патентам. Сам я последние 7 лет пользуюсь только китайскими смартфонами. С китайскими автомобилями ситуация аналогичная. Если раньше я вообще не воспринимал их как автомобили, то сейчас уже обращаю на них внимание.

Пример успешной компании

Примером того, как Китай захватывает мир, является компания Geely. Давайте посмотрим на основные приобретения компании с 2010 года:

  • Volvo Cars (ранее легковое подразделение шведской Volvo).
  • 9,6% акций немецкого Daimler AG.
  • Производитель такси для Лондона Manganese Bronze Holdings. Теперь это London Electric Vehicle Company.
  • Британский Lotus.
Спортивный кроссовер Geely FY11. Создан на новой платформе CMA, разработанной Geely и Volvo.
Спортивный кроссовер Geely FY11. Создан на новой платформе CMA, разработанной Geely и Volvo.

Эти покупки дали компании Geely не только маленькую часть европейского рынка, но и технологии, а также квалифицированных европейских специалистов.

Почему китайские автомобили становятся лучше

Я бы выделил четыре причины, исходя из которых можно сделать вывод, что китайский автопром будет развиваться, а их автомобили становятся качественнее:

  • Внутренний автомобильный рынок Китая самый большой в мире.
  • У них много денег.
  • Появляются собственные квалифицированные специалисты.
  • Развивающиеся азиатские страны наращивают импорт китайских автомобилей.

Так как автомобильный рынок Китая огромный, там очень много собственных производителей автомобилей и большая конкуренция, при которой выживают лучшие и сильнейшие. А как мы знаем, конкуренция требует улучшения качества.

Что касается второго пункта, то достаточно посмотреть на последние приобретения китайских компаний. Это не только Volvo Cars. В своё время китайцами были куплены ослабевшие MG Rover Group, Saab и Borgward. Активно инвестируются деньги в молодые зарубежные стартапы. Например, в BYTON было инвестировано около 200 миллионов долларов. На днях китайская компания FAW объявила о планах инвестировать 1 миллиард евро в создание предприятия по производству электромобилей в Италии, а также исследовательского центра для их разработки. Так что денег у китайских компаний действительно много, и они не откладывают их в «кубышку», а правильно инвестируют.

Теперь стоит объяснить, откуда у них появляются квалифицированные специалисты и высококлассные инженеры. Китайские компании активно переманивают инженеров и автомобильных дизайнеров из Европы. Мы ведь уже знаем, что денег у них много. Во многих китайских компаниях действительно трудятся известные инженеры и дизайнеры. Например, немецкий инженер Роланд Гумперт, работавший в Audi, теперь трудится в Aiways. А ещё стоит знать о внутренней политике Китая. Дело в том, что зарубежным автомобильным компаниям для того, чтобы открыть производство в Китае, нужно создать совместное предприятие на половину с какой-нибудь местной компанией. Именно 50/50 (или в пользу китайской компании). На импорт большие ввозные пошлины, так что создавать совместные предприятия приходится. Так появились FAW-Volkswagen, GAC-Toyota, Changan Ford и десятки других компаний. Совместно с немцами созданы компании Denza и Arcfox. С японцами – Everus. В результате сотрудничества американского концерна GM с китайским SAIC появилась автомобильная марка Baojun. На таких предприятиях обучаются тысячи новых специалистов и появляются опытные китайские инженеры, которых потом могут переманивать другие местные компании. Видя перспективы китайского рынка и возможности мощной промышленности, некоторые зарубежные специалисты сами создают в Китае свои автомобильные стартапы.

Электромобиль Everus VE-1. Это совместная компания GAC и Honda.
Электромобиль Everus VE-1. Это совместная компания GAC и Honda.

Китайцы понемногу выходят на рынки соседних стран – Вьетнама, Филиппин, Малайзии, Индонезии и Индии. Также обратили свой взор на Египет, Саудовскую Аравию, Иран и Мексику. Российский рынок их тоже интересует.

Как они устранят отставание в технологиях

Несмотря на всё вышенаписанное, в технологиях китайцы отстают. Как правило, они копируют для своих автомобилей чужие двигатели, трансмиссии и платформу. По факту говоря – воруют. Реже покупают лицензию на устаревшие двигатели Mitsubishi. Иногда честно покупают старые автомобильные платформы. Например, кроссовер GAC GS8, недавно появившийся в России, создан на платформе, купленной у Fiat, на которой создавался седан Alfa-Romeo 166 в конце 90-х годов.

Электрический седан BYD Han EV. Со второй половины 2020 года будет продаваться в Европе.
Электрический седан BYD Han EV. Со второй половины 2020 года будет продаваться в Европе.

Но сегодня можно видеть, что в создании электромобилей некоторые европейские автомобильные компании уже отстают. Китайцы создают с нуля новые платформы для электромобилей. Разрабатывают для них программное обеспечение. Совершенствуют электродвигатели с инверторами и аккумуляторные батареи. Внедряют системы автономного вождения с 5G.

Уже известно, что Европа выбрала официальный курс на отказ от автомобилей с ДВС для частного использования. Так или иначе, через 10-20 лет они будут массовыми. И здесь Китай сможет предложить собственные технологии, а его автомобильную промышленность нельзя будет назвать отстающей.

Авто
5,66 млн интересуются