Мирче Элиаде писал, что «как и все остальные народы, индоевропейцы имели своих магов и экстатиков. Как и везде, эти маги и экстатики выполняли четко определенную функцию в комплексе магико-религиозной жизни общества. Кроме того, как маг, так и экстатик иногда ориентировались на мифическую модель: например, в Варуне видели «Великого Мага», а в Одине (кроме многих других особенностей) - экстатика особого рода».
В культе Одина есть несомненные черты шаманизма.
Сила пророчиц была великой. В «Пряди о Торлейве Ярло-вом Скальде» рассказывается, как, по наущению Хакона ярла, который не смог простить скальду нида, при помощи ворожбы и заклина-ний две сестры-колдуньи создали из бревна великана и направили его в Исландию убить Торлейва, что и было сделано.
Именно такая пророчица на Руси (некоторые исследователи считают, что это была княгиня Ольгу) предсказала Олаву Трюгвассону «блестящее» будущее. Вот как это описывается в «Саге Одда»:
«В то время правил в Гардарики конунг Вальдамар с великой славой. Так говорится, что его мать была пророчицей, и зовется это в книгах духом фитона, когда пророчествовали язычники. Многое случалось так, как она говорила. И была она тгда в преклонном возрасте. Таков был их обычай, что в первый вечер йоля должны были приносить ее в кресло перед высоким сиденьем конунга. И раньше, чем люди начали пить, спрашивает конунг свою мать, не видит или не знает ли она какой-нибудь угрозы или урона, нависших над его государством, или приближение какого-нибудь немирья или опасности, или покушения кого-нибудь на его владения. Она отвечает: «Не вижу я ничего такого, сын мой, что, я знала бы, могло принести вред тебе или твоему государству, и равно и такого, что спугнуло бы твое счастье. И все же вижу я видение великое и прекрасное. Родился в это время сын конунга в Нореге, и в этом году он будет воспитываться здесь в этой стране, и он станет знаменитым мужем и славным хёвдингом, и не причинит он никакого вреда твоему государству, напротив, он многое Вам. А затем он вернется в свою страну, пока он еще в молодом возрасте, и тогда завладеет он своим государством, на которое он имеет право по рождению, и будет он конунгом, и будет сиять ярким светом, и многим он будет спасителем в северной части мира. Но короткое время продержится его власть над Норегсвельди. Отнеси меня теперь прочь, поскольку я теперь не буду дальше говорить, и теперь уже довольно сказано».»
В «Саге об Эйрике Рыжем» есть также очень интересный рассказ о гренландской провидице и подробное описание процесса ее предсказаний:
«В селении жила женщина по имени Торбьёрг. Она была прори-цательница. Ее называли Малой Вёльвой. У нее было девять сестер, но в живых оставалась тогда она одна.
У Торбьёрг было в обычае ходить зимой по пирам. Ее постоянно приглашали к себе, особенно те, кто хотел узнать, что им суждено или какой выдался год. Так как Торкель был там самым крупным хо-зяином, считали, что разведать. Когда кончаться плохие времена, должен он.
Торкель приглашает прорицательницу и оказывает ей хороший прием, как это бывало, когда принимали таких женщин. Ей было при-готовлено почетное сидение, и на него положена подушка, которая, как полагалась, была набита куриными перьями.
Когда она пришла вечером с человеком, высланным ей навстре-чу, он была одета так: на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешком и отороченный самоцветными камушками до самого подо-ла. На шее у нее были стеклянные бусы, на голове - черная смушко-вая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы. Она была обута в мохнатые башмаки из телячьей кожи, и на них бы-ли длинные и крепкие ремешки с большими пряжками из желтой меди. На руках у нее были перчатки из кошачьего меха, белые и мохнатые изнутри.
Когда вошла в дом, все почли своим долгом уважительно ее приветствовать, а она принимала приветствия от каждого в зависи-мости от того, насколько он был ей приятен. Трокель взял ворожею за руку и привел ее к сидению, которое было ей приготовлено. Затем он попросил ее окинуть взглядом его стада, домочадцев и дом. Но она ни о чем не сказала.
Вечером поставили столы, и вот что было подано ворожее: каша на козьем молоке и кушанья из сердец всех животных, которые там были. У ней была ложка из желтой меди и нож с рукоятью из моржо-вой кости, стянутой двумя медными кольцами. Острие его было об-ломано.
Когда столы были убраны, Торкель подошел к Торбьёрг и спро-сил, как ей понравился его дом и обхождение людей и скоро ли он получит ответ на то, что спрашивал и что всем хочется узнать. Она сказала, что ответит только на следующее утро, после того как про-спит там ночь.
На исходе следующего дня ей было приготовлено все, что нужно для ворожбы. Она попросила, чтобы ей помогли женщины, которые знают песню, необходимую для ворожбы и называемую вардлок (varđlokka). Но таких женщин не нашлось. Стали искать в селении, не знает ли кто этой песни. Тогда Гудрид сказала:
- Я не колдунья и не ворожея, но когда я была в Исландии, Халльдис, моя приемная мать, научила меня песне, которую она на-зывала вардлок.
Торбьёрг отвечала:
- Тогда твое знание кстати.
Гудрид говорит:
- Это такая песня и такой обряд, в которых мне не пристало при-нимать участие. Ведь я христианка.
Торбьёрг отвечает:
- Возможно, что ты оказала бы помощь людям, и ты не стала бы от этого хуже. Но это дело Торкеля позаботиться о том, что мне нуж-но.
Торкель стал уговаривать Гудрид, и она сказала, что сделает, как он хочет.
Женщины стали кольцом возле помоста, на котором сидела Торбьёрг, и Гудрид спела песню так хорошо и красиво, что никто ран-тье не слышал, чтобы ее пели настолько красивым голосом. Прори-цательница поблагодарила ее за песню.
- Многие духи явились теперь, - сказала она, - любо им было слушать песню, а раньше они хотели скрыться от нас и на оказывали нам послушания. Мне теперь ясно многое из того, что раньше было скрыто и от меня, и от других».
После этого она предсказала Гудрид счастливую судьбу, а затем каждый по очереди подходил к ней и задавал вопрос.
В «Саге об Одде Стреле» обряд гадания описан несколько ина-че. Там говорится, что пророчица вечером «вышла со своими людьми из дома, и никто из них не ложился спать, и всю ночь совершали они свою волшбу». А на следующее утро колдунья созвала всех в дом и сказала, что каждый будет подходить к ней и задавать вопрос, а она откроет будущее.
При совершении обряда сейда или предсказания вёльва подни-малась на специальный помост, а вокруг становились ее люди, кото-рые специальные песнями приводили ее в состояние экстаза. Кол-довские песни могли быть либо очень красивыми - как это описывается выше, - либо ужасными и неприятными для человече-ского уха.
Одним из основных «атрибутов» колдуньи-пророчицы является ее посох (vőlr), от названия которого произошло и само названий пророчиц - вёльва (vőlva).
В экстатических плясках шаманов многих народов используется «конь» - шест с лошадиной головой. Некоторые исследователи культуры Севера считают, что посох пророчиц и был именно таким «конем», сида на котором они совершали особый ритуальный танец. Впоследствии этот «конь», судя по всему, превраттился в столь знакомое нам помело ведьм.
В сагах есть упоминания и о том, что пророчицы могли покидать свое тело и превращаться в птиц. Так, в одной из саг (Saga Hjalmthers ok Olvers, XX) рассказывается о двух колдуньях, которые покинули свои тела, лежащие на помосте для гаданий (seiđhjallr), и преврати-лись в двух китов, которые бросились следом за кораблем с героем. Когда же герою саги удалось перебить им спины, то в тот же миг колдуньи упали с помоста со сломанными позвоночниками.
В другой саге рассказывается о битве двух колдунов, принявших облик собак, а затем превратившихся в орлов (Saga Sturlangs Starfsama).
Искусства провидиц, которое также называется, как мы помним, сейдом, М. Элиаде сравнивал с классическим шаманским сеансом - для обоих характерны наличие ритуального наряда, значение хора с магическими песнопениями и экстатическое состояние.
«Но мы, - писал М. Элиаде, - все же не считаем сейд шаманиз-мом в строгом смысле: «мистический полет» является лейтмотивом общей магии, а особенно европейского колдовства. Специфические шаманские темы - путешествие в преисподнюю с целью возвращения души больного или проводов умершего - хотя и зафиксированы в традициях северной магии, но не представляют принципиального элемента в сеансе сейда. Совсем наоборот, этот сеанс сосредотачивается на гадании, то есть в конечном счете представляет собой скорее «малую магию».»
Больше о викингах можно прочитать в паблике в инстаhttps://www.instagram.com/viking_liv/ или на ФБ в группе "Викинги. вчера и сегодня" https://www.facebook.com/groups/vikingsliv