Найти тему

Балаклавский музейный подземный комплекс.

Уникальное подземное сооружение для укрытия подводных лодок, построенное в 50е годы прошлого века. Это был объект из нашего списка обязательных к посещению в Крыму.

Вылазку сюда предприняли на следующее утро, как обустроились в Учкуевке. Добрались быстро, к открытию, но оказались здесь далеко не первыми. Начала экскурсии пришлось ждать около часа, на остальное время билеты уже были проданы. Вроде утро, а кассир с билетами отдала и уплаченные нами деньги. Вернули обратно.

Военно-исторический музей фортификационных сооружений. Балаклавский подземный музейный комплекс. Совершенно секретный военный объект периода «холодной войны».

Именно Балаклава была выбрана как место, где могли бы базироваться подводные лодки. Узкий извилистый пролив укрывает гавань и от штормов, и от посторонних взглядов – бухта с моря не просматривалась. О космических кораблях и спутниках тогда только мечтали, это была перспектива.

В 1953 году было создано специальное строительное управление. Подземный комплекс строился с 1953 по 1961 год (восемь лет). Строили сначала военные, затем подключились работники метростроя. Порода внутри горы такова, что отбойные молотки не брали, приходилось взрывать. Выбрано около 120 тысяч тонн породы. Вывоз её производился ночью на баржах в открытое море (как же природу подпортили!).

Включает в себя морской судоходный канал, производственные помещения, ядерный арсенал. Объект был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания дизель-электрических подводных лодок, базировавшихся на Черном море. Так же здесь хранились боеприпасы, в том числе ядерные.

Длина канала 608 метров.

Глубина 8 метров.

Ширина от 10 до 24 метров.

Общая площадь всех помещений и ходов 9600 квадратных метров.

В объекте одновременно могли укрыться 7-8 подводных лодок, в зависимости от размерности.

Автономность сооружения в случае ядерного удара – 30 суток.

Вход.
Вход.

Костюм проходчика. Часть оборудования.
Костюм проходчика. Часть оборудования.

Подземный сухой док для подводных лодок.
Подземный сухой док для подводных лодок.

Подземный канал.
Подземный канал.

Экспонат музея.
Экспонат музея.

Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М». назначение – для доставки легководолазов в районы проведения спецопераций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра и ремонта подводных сооружений в прибрежной зоне на глубинах до 40 метров. Автономность 6 часов, Дальность плавания 35 миль. Экипаж 2 чел.

-8

«Не всё говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь!» Лозунг, актуальный и в наше время.

Часть экспозиции музея.
Часть экспозиции музея.

Вместо пешеходной экскурсии можно прокатиться по каналу вот на таком плавсредстве.
Вместо пешеходной экскурсии можно прокатиться по каналу вот на таком плавсредстве.

Совершенно уникальное фортификационное сооружение. Объект функционировал с 1961 по 1994 год. Если бы не развал Советского Союза, музея бы сейчас не было, скорее всего.

Немного видов на бухту.

Часть местной флотилии.
Часть местной флотилии.

Вид на противоположный берег.
Вид на противоположный берег.

Вход в бухту.
Вход в бухту.
Памятник мужеству и стойкости моряков-подводников.
Памятник мужеству и стойкости моряков-подводников.

Интересна история и самого поселения Балаклава. Оно достаточно древнее. Имело различные периоды развития, порой богатые различными событиями.

После 1856 года Балаклава переведена в разряд заштатного, то есть безуездного города. Но в конце 19 года начала развиваться как город-курорт.

Город и сейчас привлекает своё внимание. Если глянуть статистику, численность населения из года в год стабильно увеличивается.

Для справки: часть информационных материалов позаимствована на сайте Википедии

и на сайте Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Кстати, сайт музея довольно информативен, но не очень удобен по навигации. И текст белым шрифтом на тёмном фоне трудно читается.

В целом экскурсия и поездка нам очень понравились. Осталось желание вернуться, не всё за раз смогли посмотреть.

Если интересует остальное из нашей поездки, то начало рассказа здесь.

Все наши статьи можно прочитать здесь.

Вам что-то показалось интересным? Тогда поставьте «нравится», пожалуйста. Спасибо за прочтение.