С незапамятных времен Охотный ряд был основным местом для продажи мяса, битой птицы и дичи в Москве. Однако покупателю, приходя на рынок, надо было держать ухо востро.
«Если Вы человек неопытный, отправитесь покупать туда что-нибудь из живности, то, во-первых, вас обязательно надуют – вручат какую-нибудь гниль. Если же Вы заметите это и будете протестовать – вас просто-напросто выругают» - писал газетный репортер начала 20 века.
Даа, в умении сквернословить «охотнорядским молодцам» не было равных. Считалось, что они даже превосходили в этом извозчиков, про которых бытовали поговорки. Существовало даже понятие – «охотнорядский лексикон».
Справедливости ради, надо сказать, что торговля мясом была делом далеко не простым. В холодное время года еще ничего – температура за бортом сама поддерживала качество продукта.
А вот с наступлением тепла предотвратить порчу мяса можно было только с помощью так называемых «ледников».
Для этого еще зимой, в самую стужу, заготавливали прямо-таки в промышленных масштабах лед на Москве-реке. А по весне развозили потребителям на подводах и набивали им специальные погреба.
Такого прото-холодильника хватало семье до следующего холодного сезона.
Вообще, поздний приход холодов мог означать для мясной торговли подлинную катастрофу.
Это было связано с технологией заготовки мясопродуктов в деревнях и селах.
Чтобы не кормить зря скотину, крестьяне забивали ее в ноябре, когда устанавливались морозы.
Так, способ подготовки поросенка для рождественского стола был прост, как все гениальное. У него извлекали внутренности, наливали в тушку воды, а затем выставляли на мороз.
В нормальных условиях такие «консервы» прекрасно хранились до рождественского ажиотажа, когда московские хозяйки запасались традиционными деликатесами.
А вот случае оттепели поросята начинали «отходить». И с этого момента перед торговцем вставала задача сбыть порченое мясо любой ценой, что открывало простор для творческой фантазии мошенников.
Отдельные ловкачи скупали у крестьян за бесценок подпорченных поросят, полностью размораживали их кипятком, выдерживали несколько часов в растворе селитры, а затем снова замораживали и пускали в продажу.
Обнаружить такой «фальсификат» могла только опытная хозяйка – кожа поросенка приобретала подозрительно красный цвет, а на тушке не было следов крови.
Рождественского гуся «реанимировали» примерно таким же способом. Его бросали в кипяток и ждали, пока он полностью оттает и вода проникнет под кожу. После повторной быстрой заморозки птица превращалась из тощей в откормленную.
Многие, особенно молодые и неопытные хозяйки, попадались на удочку охотнорядских мясных мошенников.
Однако обман не всегда сходил продавцам с рук. Обнаружившие тухлятину шли в полицейский участок, и, предъявив corpus delicti (лат – «тело преступления»), оставляли заявление.
В лавку, продавшую некачественный товар, отправлялся наряд в составе полицейского и ветврача. Они составляли протокол о состоянии продуктов, и далее дело решалось в мировом суде.
Обычно мировой судья приговаривал недобросовестного продавца к штрафу, а покупатель получал деньги обратно.
Были и более крупные масштабы сбыта тухлого мяса. Иногда городовые останавливали на улицах целые подводы с подгнившими тушами, которые владельцы переправляли в колбасные заведения. Но полиция разворачивала такой транспорт и отправляла его на городские скотобойни.
Там существовал специальный цех по переработке некондиционного продукта. Его обдавали паром, чтобы уничтожить источник заразы, а затем пускали в продажу бедноте или на кухни благотворительных учреждений.
При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Охотный ряд и Моховая. Прогулки под стенами Кремля».
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Еще о рынках старой Москвы на этом канале:
👉 «Богоспасаемая Сухаревка»: неизвестные страницы жизни криминального рынка Москвы
👉 «Мозг Хитрова рынка» - как сегодня выглядит культовый дом московского дна?