Путь создания приличных советских самоходных артиллерийских это долгое действо, к которому шли практически два фронтовых годах с 41 по конец 42-го. Собственно, были варианты скрестить танк и САУ, создав КВ-2, были варианты создать САУ на основе танка Т-26, но это все не то. Эра советских САУ началась с СУ-76, этот вариант самоходной арт-установки стал самым массовым, и позволял бороться с немецкими средними танками.
Однако, этого было недостаточно, немец в итоге выкатил не только средние танки с утолщенной лобовой броней, но и мощные тяжелые машины. Пришлось создавать САУ нового поколения, с крупнокалиберными орудиями, как штурмовые, так истребители техники. Создав СУ-152, никто и не подумал, что слава у него будет в качестве истребителя, а не как техника поддержки пехоты своими крупнокалиберными снарядами. В действительности же, не для того его создавали, а вот пришлось использовать на Курской дуге, в боях на Западной Украины и на территории Рейха нередко против танков.
Надо сказать, что те 24 САУ которые ушли на фронт только 12-13 июля 43-го года, то есть в отражении немецкого удара они не принимали основного участия. ТСАП-ы 1540 и 1541-й использовали в наступательных действиях против немецких войск, но не в обороне. Применять САУ против немецких машин приходилось с осторожностью, по сути это была целая “игра” когда один раз выстрелишь, а потом приходиться удирать от ответного огня, чтобы против не достал. А достать он мог, броня была в 60-мм, что пробивалось немецкими 75-мм орудиями на дистанциях в 1000 метров и более, и лишь лобовая часть за счет своего наклона в 70 градусов могла рассчитывать на рикошет.
Была и другая проблема, связанная с последствиями вражеских попаданий – машины регулярно загорались, это видно и на фотографиях. Суть вопроса заключалась в размещении топливных баков внутри боевого отделения, однако данный недостаток не удалось исправить даже при создании ИСУ-152, как преемника СУ-152 – лишнего пространства не было, воевали и так в аскетических условиях. Кроме того, машины взрывались из-за скопления пороховых газов внутри машины, это также приводило и к отравлению экипажей.
Против снарядов немецких “Пантер” и “Тигров” броня “Зверобоя” ничего не могла противопоставить, ибо пробивали немецкие снаряды все советские машины, вплоть до ИС-2 на самых дальних дистанциях. И с этим приходилось мириться: противник мог вести бои на дальних дистанциях, и этим своим преимуществом активно пользовался.