Найти тему
Судострой

Почему суда не спешат под российский флаг

Рефрижераторное судно, работающее под флагом Сингапура / Фото: Судострой
Рефрижераторное судно, работающее под флагом Сингапура / Фото: Судострой

В настоящее время подавляющий объём российского морского экспорта (по данным Минтранса – 98%) вывозится крупнотоннажными судами под иностранными флагами. Среди них встречаются суда, контролируемые российскими судовладельцами, но работающие под так называемыми удобными флагами. Российские власти уже не первый год заявляют о намерении нарастить тоннаж флота под отечественным флагом, но пока не очень успешно.

Основная причина, побуждающая судовладельцев многих стран мира выбирать удобный флаг, заключается в том, что это дешевле. Государства, оказывающие иностранным гражданам услугу удобного флага, обеспечивают быструю и дешёвую регистрацию #флота, низкие налоги, меньшие расходы на содержание экипажей. Все эти факторы приводят к снижению стоимости эксплуатации судна и повышению его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке.

Помимо этого, для многих российских судовладельцев выбор иностранного флага обусловлен позицией зарубежных банков, предоставляющих кредиты под более низкие ставки, чем отечественные банковские организации. Мало кто из зарубежных кредиторов соглашается на то, чтобы #судно ходило под флагом РФ.

Признанными лидерами среди стран, предоставляющих удобный флаг, являются Панама, Мальта, Кипр, Либерия, Сингапур. Встречаются и экзотические варианты, в том числе страны, не имеющие выхода к морю. Например, Монголия.

Наличие же российского флага позволяет заходить на внутренние водные пути, совершать каботажные рейсы, заходить в порты, закрытые для судов под иностранным флагом. За это приходится платить высокими налоговыми ставками и портовыми сборами, более длительными сроками регистрации.

Сухогруз класса "река-море" под российским флагом / Фото: Судострой
Сухогруз класса "река-море" под российским флагом / Фото: Судострой

Для более активного привлечения крупнотоннажных судов под флаг РФ несколько лет назад был создан российский международный реестр судов, участие в котором даёт налоговые льготы. Однако, как рассказал в недавнем интервью новый руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Пошивай, эта мера не работает.

"В нынешних обстоятельствах построить судно, ввести его в эксплуатацию и работать с ним под иностранным флагом намного дешевле, чем делать это под российским флагом", – признаёт глава Росморречфлота.

Упоминает Александр Пошивай и проблему более дешёвых зарубежных кредитов и появление в связи с ней термина "суда, контролируемые российским флагом". В качестве примера приводится небезызвестная судоходная компания "Совкомфлот".

Вместе с тем любое государство заинтересовано в увеличении тоннажа под своим флагом, поскольку это не только поступления в бюджет от налогов и сборов, но и возможность привлечь гражданские суда для обеспечения перевозок в военное время.

Одним из шагов по принудительному привлечению флота под российский флаг стали недавние поправки в законодательство об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку по Северному морскому пути природных ресурсов, добытых в Арктике. Норма была принята в 2017 году, однако добывающие компании получили возможность в ряде случаев привлекать суда под иностранным флагом. Так, ни один из #газовозов, работающих на проекте "Ямал СПГ", не ходит под флагом РФ.

Судя по интервью Александра Пошивая, транспортные власти намерены и далее наращивать тоннаж под флагом РФ путём введения законодательных ограничений по примеру некоторых других стран. Приведёт ли это к практическому результату, особенно, с учётом изменения ситуации в мировой экономике, покажут ближайшие годы.