Приветствую всех!
Последнее время, меня в немалой степени увлекла игра «Иратус: Повелитель мёртвых», релиз которой состоялся 18 апреля сего года. И вот, наиграв в неё немалое количество часов, я решил в меру накопленных познаний и опыта рассказать о ней.
На самом деле, поиграть в игру можно было ещё с 24 июля 2019 года. Но до 18 апреля, она находилась в раннем доступе.
Собственно, в период раннего доступа, я её впервые и опробовал. Игра меня заинтересовала. Но поскольку ранее ни во что подобное я не играл – механики игры были для меня совершенно непривычны. Сходу нормально не разобравшись в игре, я довольно быстро её забросил, решив вернуться к ней позже.
Ну и вот, игра официально вышла. Доступна она на платформах Windows, Mac и Linux. Разработчиком является студия из Санкт-Петербурга Unfrozen (созданная бывшими разработчиками серии Disciples), а издателем выступили немцы из Daedalic Entertainment.
В этот раз я решил не спешить и не лезть на рожон. Поэтому, чтобы как следует разобраться в совершенно непривычном для меня игровом процессе – начал игру на простом уровне сложности. После чего, более-менее разобравшись, прошёл ещё раз на нормальной сложности. И в целом, определённую проблему при прохождении для меня составил только финальный босс. На которого у меня ушло 3 или 4 попытки.
Всего уровней сложности – четыре штуки. Третья и четвёртая открываются соответственно после прохождения игры на втором и третьем уровнях сложности.
Сама игра представляет собой пошаговый rouge-like (или как говорят в народе – рогалик). Сами разработчики позиционируют её как нечто среднее между Darkest Dungeon, Slay the Spire и Dungeon Keeper. Ни в одну из перечисленных игр я не играл и знаком с ними исключительно «заочно». Но очевидно, что от первых двух авторы почерпнули общие принципы геймплея. А Dungeon Keeper – вдохновила «Незамерзайку» на вывернутый наизнанку фэнтезийный сюжет.
Главным героем игры является исчадие зла – некромант Иратус. В незапамятные времена, группа героев (сам Иратус называет их не иначе как «так называемые герои») умертвила его. Но что есть смерть, для того, кто этой смертью повелевает? Будучи не в состоянии уничтожить его полностью, они заточили его в гробнице, глубоко под землёй.
Как нетрудно догадаться, законы жанра гласят – как глубоко ни закапывай «ящик Пандоры», рано или поздно, найдётся какой-нибудь незадачливый искатель приключений или кто-то ещё, кто обязательно его откроет. Так и здесь, группа шахтёров-ударников докопалась до странной гробницы, разбила печать и стала первой жертвой вновь воскресшего Иратуса. Эти же шахтёры послужили и первым материалом для новой армии мёртвых.
Игровой процесс строится на исследовании нескольких уровней подземелий, с целью выйти на поверхность. Генерируются они случайным образом, как и различные объекты на пути к выходу.
Среди этих объектов, могут быть различные алтари, где можно поправить здоровье своих миньонов (почему-то слово «приспешники» очень непопулярно в русском языке и их постоянно называют «миньонами») или восстановить ману Иратусу; повысить уровень миньонам или некроманту; а также, пожертвовать одним из приспешников, ради получения различных приятных плюшек. Кроме того, попадаются объекты, где можно получить артефакты для Иратуса или миньонов или даже сами миньоны.
Но самыми любопытными, лично мне показались так называемые «события». Как и всё остальное, они генерируются случайным образом и никогда не знаешь, что получишь в награду и чего это будет стоить. Именно эта интрига и заставляет выбирать те пути, на которых такие события встречаются. Интереса добавляет то, что если в текущем отряде есть подходящий миньон, то это может помочь избежать схватки с охраной, которая неизбежно присутствует в таких местах. В награду можно получить как различные предметы и ресурсы, так и положительные эффекты на несколько следующих схваток.
Ну и естественно, на пути к выходу из подземелий, нашу группу на каждом шагу поджидают различные смельчаки, которые, видите ли, не желают выпустить Зло на поверхность. Что ж, удачи им в этом! Ошмётки их бренных оболочек, послужат отличным материалом для пополнения армии тьмы.
Сами бои строятся по принципу – отряд на отряд. В отряде Иратуса, может быть до четырёх приспешников. Противостоящие отряды, как правило, тоже состоят из четырёх персонажей, изредка – трёх. Проходят они в пошаговом режиме. Уничтожить противников можно двумя способами – банально убить, доведя до нуля полоску стойкости (здоровья) или снести полоску рассудка стрессовыми атаками, после чего, любое повреждение может вызвать у него инфаркт.
Поначалу, может показаться, что убить противника напрямую, проще, чем расшатать психику настолько, чтобы вызвать разрыв сердца. И это действительно так. Но, шалящие нервишки, приводит также и к другим интересным последствиям.
Впав в психоз, персонаж может начать атаковать своих союзников, получить существенное понижение к своим характеристикам и даже просто бежать с поля боя. Если видишь, что персонаж готовится сбежать, можно применить к нему «Проклятие крови». Таким образом, можно наказать дезертира – ведь, в этом случае, он присоединится к нашей армии. Но уже, в качестве вампира. Впрочем, начиная со второй сложности – противник, впав в психоз, иногда может воодушевиться и получить положительные эффекты. А некоторые противники, изначально имеют особенности, благодаря которым потеря рассудка лишь вводит их в состояние берсерка.
Состав противников кардинально меняется, в зависимости от уровня подземелья. На нижнем этаже – это шахтёры и сопутствующий персонал, далее гномы различных мастей и специализаций, всякие охотники на нежить и так далее.
Способности у различных персонажей тоже самые, что ни на есть, разнообразные. Одни наносят прямой урон, другие лечат и усиливают союзников, при применении третьих – они будут атаковать каждого нашего миньона, при любом его действии и всё тому подобное.
Некоторые, даже могут совершить ритуальное самоубийство, в стиле Хищника, организовав эпичный самоподрыв с крайне неприятными последствиями для нашего отряда. К счастью, в подавляющем большинстве случаев суицидальные наклонности этих «так называемых героев» можно предотвратить, перебив их подготовку или банально уничтожив шахида.
Но и наши подопечные тоже не промах. Всего различных миньонов 18 штук. Но в начале игры, доступны только четыре базовых. Для того, чтобы получить возможность собирать остальных, придётся выполнить определённые условия. Например, для разблокировки Вампира, нужно обратить трёх противников в вампиров, а чтобы получить доступ к Падшему дампиру – придётся для начала переманить троих таких на свою сторону. Последние двое (Незамерзающий и Чёрная вдова) и вовсе откроются только после полного прохождения игры на втором уровне сложности.
Способности приспешников, как и у врагов, очень разнообразные. Баньши в основном обладает атаками, наносящими урон рассудку оппонентов. Вампир, может поправить своё здоровье, атакуя врагов. Охотник за головами, с определённым шансом может с одного удара уничтожить любого противника (кроме боссов). Некоторые способности Кровавого фантома и Потерянной души, могут использоваться для лечения союзников. И так далее.
Каждый миньон обладает пятью способностями, плюс одна ультимативная, на применение которой, тратится ярость самого Иратуса, которая накапливается в ходе боя. Каждую из этих способностей можно улучшить в одном из двух направлений, после чего она может стать эффективнее, получить дополнительное свойство, или даже изменить свой эффект. Например, одна из способностей Мумии позволяет снимать дебаффы с союзников, восстанавливая себе определённое количество «жизни» за каждый снятый дебафф. При одном улучшении, можно повысить эффективность способности, а при другом – она станет снимать баффы с противников.
Возможность использования того или иного навыка, зависит также от позиции в отряде. Например, мощный выпад или стрельба из лука невозможны, с первой позиции. При этом тот же выпад перемещает миньона вперёд на несколько позиций. А выстрел Зомби пушечным ядром – перемещает его отдачей на одну позицию назад. Это необходимо постоянно учитывать, чтобы не оказаться в ситуации, когда не можешь применить желаемую атаку из-за того, что миньон попал в неловкое положение.
Урон атак, кроме деления на прямой и стрессовый, ещё подразделяется на магический и физический. Это также стоит учитывать. Ведь разные противники могут обладать повышенной защитой к тому или иному типу атак. Кроме того, некоторые противники, вроде неодушевлённых големов – не подвержены стрессу. Как ни пытайся достучаться до их каменных сердец, взывая к рассудку, ничего из этого не получится.
Для наиболее эффективной зачистки подземелий от обнаглевших героишек, желающих свести некроманта обратно в могилу следует тщательно подходить к составу своей группы и позиции каждого миньона в отряде. Обилие различных приспешников, позволяет экспериментировать и составлять самые разнообразные комбинации, наиболее подходящие вашему стилю игры.
Также, не стоит забывать, что и сам Иратус тоже незримо участвует в битве. Различными заклинаниями можно наносить урон, усиливать союзников или ослаблять врагов. Наиболее сильные заклинания, могут также снимать с противника все обереги, которые полностью блокируют большинство атак.
Отдохнуть от битв с оборзевшими смельчаками можно в чертогах Иратуса. Здесь тоже есть чем заняться. В распоряжении некроманта имеются кладбище, алхимическая лаборатория, хумонарий, библиотека, мастерская по созданию нежити и склад артефактов.
На кладбище воздвигаются различные сооружения, в которых можно пассивно повышать уровень миньонов, лечить их (если так можно выразиться о нежити), повысить шансы получения полезных предметов и ещё немало полезного.
Лаборатория позволяет создавать предметы, усиливающие приспешников, восстанавливать себе ману и «лечить» всё тех же приспешников.
В хумонарий добавляются подробности об уже поверженных противниках. Это даёт возможность в подробностях изучить их характеристики и способности, что позволит лучше подготовиться к следующим встречам с ними.
В библиотеке можно потратить заработанные очки опыта, на разблокировку различных навыков и заклинаний. Мастерская даёт возможность пополнять свою армию тьмы. А на складе можно пересмотреть все имеющиеся артефакты и подобрать наиболее подходящие для своего стиля игры.
Помимо обычных артефактов, имеются так-называемые «расходники». Действуют они только один бой, после чего уничтожаются. Наиболее сильные из них, стоит приберегать на сложные битвы против элитных групп врагов и сражений с боссами. Собственно, проблемы, которые у меня вызвала битва с финальным боссом, отчасти заключались как раз в том, что в моём арсенале не осталось такого вот подходящего артефакта.
Неиспользуемые артефакты можно уничтожать, получая взамен очки опыта. Но в случае с расходниками, это неэффективно, так как опыта за них дают крупицы.
Визуально, игра имеет сходство с Darkest Dungeon, но всё-таки существенно отличается от него (на мой взгляд, в лучшую сторону). В целом, графического откровения ждать не стоит, но жанр игры его и не требует. Выглядит всё довольно простенько но со вкусом. Создавалась игра на движке Unity, который имеет особую популярность среди инди-разработчиков.
Что касается озвучки, то она имеется на десяти языках, не считая русского. Ну а русская озвучка выполнена в двух вариантах: условно обычная и, что отдельно порадовало, «Гоблинская», для которой пригласили известного переводчика Дмитрия Пучкова, более известного как Goblin.
В целом, лично у меня игра вызвала примерно те же эмоции, которые 20 лет назад вызвала легендарная «Heroes of Might and Magic III». Конкретнее – сначала заходишь в игру и ни черта не понимаешь. Но вместе с тем, геймплей затягивает, подталкивая шаг за шагом осваивать непривычные механики и их тонкости.
И так же, как в своё время «Герои», она засасывает игрока, заставляя пройти ещё чуть-чуть… ещё одну схватку, а потом ещё одну, ну ещё последнюю. А потом, ты такой смотришь на часы и думаешь – да ну нафиг, блин! К счастью, с возрастом всё-таки более тщательно следишь за временем.
В общем, как нетрудно догадаться, игрой я остался доволен. Поклонникам Darkest Dungeon, Slay the Spire и игр с пошаговой боевой системой в целом, советую обратить внимание.
На этом всё. Спасибо за внимание.