Мировые лидеры обсуждают вопрос о том, когда и как возобновить в полном объеме экономическую деятельность. Действовать приходится в условиях неопределенности: экономические последствия коронавируса пока неизвестны. Один из главных вопросов заключается в том, удалось ли странам, которые не вводили жестких ограничений, избежать хотя бы части экономического ущерба.
Нью-Йорк Таймз предлагает данные по безработице и связанными с ней пособиями из 20 богатых стран. Эти данные дают интересный предварительный взгляд на то, что происходит в разных странах.
С марта месяца приблизительно 11,9% работающих в 20 странах мира зарегистрировались в качестве безработных или иным образом воспользовались официальной помощью, предоставляемой через государственную поддержку работодателей. Это 58 миллионов работающих людей.
В целом, 6,8% работников (33 миллиона) в этой группе из 20 стран подали заявки на страхование по безработице, а 5,1% работников (25 миллионов человек) получили пособия по программам поддержки работодателей, предназначенным для покрытия большей части расходов на содержание работников.
Соединенные Штаты выделяются тем, что 14,8% их работающих подали заявки на получение пособий по безработице, что является самым высоким показателем среди 20 обследованных стран. С другой стороны, в марте 2020 года в Германии наблюдалось снижение доли работников, обратившихся за страхованием по безработице, хотя, по оценкам, 20% ее работающих граждан воспользовались краткосрочными пособиями, выделенными правительством работодателям.
Что касается более широкого вопроса о том, как политика социального дистанцирования соотносится с экономическими потрясениями, то эти данные показывают, что нет четкой связи между социальным дистанцированием и степенью экономического ущерба. Существует некоторая связь между широким тестированием и уровнем смертности, но на данном этапе эпидемии страны, в которых небольшая смертность, находятся не в лучшем экономическом положении.
Эти закономерности особенно ярко проявляются в Скандинавии. Скандинавские страны, которые оставались открытыми—например, Швеция и Исландия—испытали такой же уровень экономических потрясений, как и страны с более жесткими ограничениями, такие как Дания и Норвегия. Из этих четырех стран Швеция имеет на сегодняшний день самое большое число смертей на душу населения, в то время как Исландия применяла широкие меры для массового снижения смертности и соблюдения карантина, несмотря на то, что предприятия и школы в стране оставались открытыми.
Данные по Исландии и Австралии показывают, что широко распространенное тестирование и соблюдение карантинных мер может заменить серьезные ограничения деловой и социальной жизни в случае пандемии.
Полные данные из Нидерландов отсутствуют, но голландские пособия по безработице практически не изменились, увеличившись всего на 11 000 человек в марте. Одна из причин может заключаться в том, что правительство внедрило схему (так называемую временную чрезвычайную меру по сохранению рабочих мест) для оплаты до 90% расходов на заработную плату работников для компаний, потерявших не менее 20% доходов. Таким образом, согласно отчету, заявки подали около 100 000 компаний.
С точки зрения работников, работодателей и экономики временные увольнения и сокращение рабочего времени с сохранением заработной платы намного лучше, чем прямое увольнение.
Благодаря широкомасштабному тестированию и другим мерам Германии удалось ограничить число смертей на душу населения от COVID-19 до показателя значительно ниже среднемирового. В то же время число заявок на пособие по безработице сократилось. Это, однако, не означает, что экономика не пострадала. Скорее всего, такие показатели появились благодаря субсидируемым правительством отпускам.
Среди группы из 20 стран ни одна не добилась большего успеха, чем Австралия и Новая Зеландия, в сдерживании коронавируса, причем число смертей на миллион населения составило 3 (против среднего показателя в 135 для этой группы стран). Обе страны приняли аналогичные меры по социальному дистанцированию, но Австралия разрешила школам работать, а Новая Зеландия - нет. Тем не менее, в то время как обе страны закрывали предприятия и поощряли людей оставаться дома, ни в одой из них не было зарегистрировано массовое увеличение пособий по безработице. Что касается Новой Зеландии, то только 1,6% ее работающих граждан подали заявление о безработице по состоянию. Соответствующий показатель в Австралии составляет 3,8%.
Новозеландское пособие предоставляет людям наличные деньги, если они остались без работы и ищут работу, либо работают неполный рабочий день, но ищут работу на полный рабочий день. Новая Зеландия свела к минимуму количество людей, регистрирующихся на получение этого пособия, введя субсидию на заработную плату в связи с COVID-19. Работодатели и самозанятые работники с потерей дохода не менее 30% могут автоматически получать $585 новозеландских долларов ($320 в долларах США) за каждого штатного работника (работающего полный рабочий день) за каждую неделю в течение 12 недель. В обмен на это работодатели должны продолжать выплачивать 80% доходов работников во время пандемии. К настоящему времени в рамках этой программы были поданы заявки на участие 1,6 миллиона работающих граждан, как работающих по найму, так и самозанятых, что составляет примерно 58% от всех работающих граждан в стране. Примечательно, что правительство Новой Зеландии также проявляет поразительную прозрачность в отношении своих данных по COVID-19, публикуя еженедельные статистические данные через Министерство социального развития.
С учетом того, что смертность на душу населения примерно равна среднему показателю по 20 странам, Ирландия добилась меньших успехов, чем Австралия и Новая Зеландия, в деле минимизации смертности на душу населения, но она реализовала аналогичную программу помощи бизнесу, получившую название “Временная схема субсидирования заработной платы в связи с COVID-19". Для предприятий с потерями доходов в размере 25% и более работники могут получать компенсацию в размере $ 410 евро в неделю ($443 USD). По текущим оценкам, она затронула 11,3% работающих граждан. Тем не менее, несмотря на эту программу, примерно столько же работников (что эквивалентно 11,4% от всех работающих) подали заявки на получение пособий по безработице в связи с COVID-19, которые доступны только для работников, прекративших получать зарплату от работодателя. Ирландские СМИ сообщают, что некоторые работодатели вновь нанимают уволенных работников, чтобы воспользоваться субсидией на заработную плату.
Несмотря на свое культурное сходство, скандинавские страны демонстрируют широкий спектр экономических и общественных подходов к проблемам здравоохранения. Их опыт показывает, что минимизация социального дистанцирования не спасает ни жизни, ни рабочие места.
Исландия не закрывала свои начальные и дошкольные учреждения, не издавала указов о том, чтобы люди оставались дома и не закрывала предприятия. Ее наиболее строгие ограничения включают запрет на собрания в количестве 20 и более человек. Вместо этого она использовала свою биомедицинскую индустрию для тестирования чрезвычайно большой доли населения (12,7%). Большинство обследованных исландцев не имели симптомов заболевания, что привело к карантину и отслеживанию контактов только тех людей, кто наиболее вероятно распространял вирус: бессимптомных, но инфицированных людей. Эти усилия, по-видимому, привели к снижению смертности, поскольку число смертей Исландии на душу населения (28 на миллион) от COVID-19 составляет лишь одну пятую от среднего показателя по этой группе стран. Несмотря на сочетание экономической открытости с эффективным подавлением болезней, экономика Исландии понесла серьезный ущерб, в результате чего 9,7% ее работающего населения подали заявки на пособие по безработице. До 21 апреля у правительства не было плана субсидирования предприятий, пострадавших от COVID-19, что может быть одной из причин, почему такая большая часть работающих граждан в стране подали заявление на пособия по безработице.
Политика социального дистанцирования Швеции во многом похожа на политику Исландии, но эта страна провела тестирование только у 0,9% своего населения, и число смертей составляет 198 на миллион, что намного выше среднего показателя для Скандинавии и 20 стран в выборке. Шведская экономика подверглась негативному воздействию, и в ближайшие недели она, вероятно, столкнется с более серьезной безработицей, но на момент написания этой статьи только 1,9% от работающих шведских граждан зарегистрировались как безработные или подали заявки на получение пособий, связанных с сокращением рабочего времени. Еще 3,9% зарегистрировались для получения краткосрочных льгот (Korttidsarbete). Таким образом, Швеция и Исландия имеют разные экономические результаты и очень разные результаты борьбы с заболеванием, несмотря на схожую экономическую политику.
С другой стороны, Дания закрыла предприятия, установила социальную дистанцию и протестировала 2,0% своего населения, что является относительно высокой долей. Это может объяснить, почему уровень смертности в Дании примерно на треть выше, чем в Швеции (68 смертей на миллион), но все же выше исландского. Можно было бы ожидать, что закрытие бизнеса и социальное дистанцирование вызвали бы серьезные экономические трудности по сравнению со Швецией, но только 3,1% работающих граждан в Дании зарегистрировались для получения пособия по безработице в период с 9 марта по 23 апреля. Таким образом, Швеция и Дания использовали очень разные подходы к общественному здравоохранению, но добились схожих экономических результатов, в то время как Дания минимизировала смертность с помощью более строгих правил социального дистанцирования и вдвое большего количества тестируемых граждан, чем в Швеции.
Наконец, как и Дания, Норвегия закрыла свои школы и предприятия, такие как рестораны, бары, фитнес-центры... Кроме того, в стране был введен строгий режим тестирования (протестировано 2,8% ее населения) и достигнут низкий уровень смертности (34 на миллион), однако она столкнулась с резким ростом числа заявок на пособие по безработице, а в марте еще 8,3% ее работающих граждан зарегистрировались на получение пособия по безработице.
Датское правительство разработало новый план помощи по выплатам 75% заработной платы работникам во время кризиса, в то время как Норвегия полагалась на свои традиционные льготы. По состоянию на 30 марта заявки на участие в программе подали 11 000 датских компаний. Таким образом, выплаты заработной платы будут по-прежнему поступать от работодателей, и лишь немногие работники регистрируются для получения пособия по безработице. Работники в Норвегии, у которых сокращается продолжительность рабочего дня на 40% и более, теперь имеют право на получение пособий по безработице, заменяющих 80% их заработной платы до определенных пороговых значений.
Эти данные мало что говорят нам о вероятности того, что работающие по найму граждане в этих странах сохранят свои отношения с работодателями на протяжении всей пандемии, и эти отношения будут иметь решающее значение для того, насколько быстро восстановится экономика. Поиск работы или работников - это дорогостоящий процесс, и новые работники часто нуждаются в обучении и профориентации, прежде чем они станут такими же продуктивными, как работники с опытом работы в организации.
Сохранение открытой экономики не спасло страны от серьезных экономических потрясений. Болезнь по своей сути опасна, и люди корректируют свое поведение и расходы таким образом, чтобы смягчить передачу инфекции даже в отсутствие строгих правил. Мировая экономика, разумеется, также находится вне контроля какой-либо одной страны и практически остановилась.
Тем не менее, некоторым странам удалось как сдержать вирус, так и сохранить экономические отношения внутри страны. Новая Зеландия, Австралия, Дания и Германия представляются нам наиболее успешными в этом отношении и заслуживают тщательного изучения. В Соединенных Штатах дела обстоят не очень хорошо: высокий уровень смертности на душу населения и массовый всплеск заявок на пособие по безработице, несмотря на крупномасштабные расходы Конгресса США.
Это пока предварительные выводы. Как в экономической сфере, так и в сфере здравоохранения кризис еще далек от завершения. Пандемия все еще находится на ранних стадиях, и вероятность ее возобновления в некоторых случаях все еще высока. Независимо от того, удалось ли разным странам на данный момент избежать худших последствий пандемии или же они столкнулись с бушующим кризисом, они могут, по крайней мере, уменьшить долгосрочный экономический ущерб, инвестируя в отношения между работодателем и работником. Пойдет ли по этому пути Россия?