Найти в Дзене
MC Theory

Трагедия и фолк. Миксолидийский лад.

Приветствую вас, уважаемые читатели. Движемся дальше в освоении натуральных ладов, и на очереди лад Миксолидийский.

 

Миксолидийский лад, самый нежный и лиричный мажорный лад, составляется двумя ионийскими тетрахордами с дополнительным тоном в конце.

 

Тетрахорды Миксолидийского лада
Тетрахорды Миксолидийского лада

Формула в полутонах:

Тоника-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН.

Очевидно, что Миксолилийский можно интерпретировать и как соединение двух дорийских тетрахордов с соединительным тоном в начале – Т-(Т-П-Т)-(Т-П-Т), или же сочетанием ионийского и дорийского с тоном посередине – (Т-Т-П)-Т-(Т-П-Т). Собственно, от такого сочетания и появилось его название – смешанный лидийский – дело в том, что в Древней Греции лад, который мы ныне зовем ионийским, назывался как раз лидийским. И вполне логично запоминать Миксолидийскийименно через соединение ионийских тетрахордов, не стоит путаться и перегружать свою память лишними сочетаниями.

Варианты тетрахордов Миксолидийского лада
Варианты тетрахордов Миксолидийского лада

Ионийский, Лидийский и Миксолидийский лады – три лада мажорного наклонения, составляются из ионийских («мажорных») тетрахордов с полутоном на третьем шаге. Ионийский лад – соединительный тон в середине, Лидийский – в начале, Миксолидийский – в конце.

Миксолидийский лад от тоники С:

С-D-E-F-G-A-Bb-C

 

Миксолидийский С
Миксолидийский С

Миксолидийский от ноты G – ряд без альтераций:

 

Миксолидийский G
Миксолидийский G

В Древней Греции лад считался идеально подходящим для театральной трагедии, а также для хорового исполнения. В средневековой церковной музыке использовался не часто, однако же Миксолидийский очень характерен для народной музыки. И уже в ХХ веке музыканты активно стали использовать этот лад для создания «национальной» музыки и фолка, и особенно Английского, Ирландского и Кельтского. В самом ладе «скрывается» блюзовая гамма, он стал основой для рэгтайма, кантри, блюза и рок-н-ролла. 

Характерной ступенью Миксолидийского является седьмая, интервал IV-VII, который является тритоном, в полной мере передает «миксолидийское» звучание. Примеры использования Миксолидийского лада:

- IV прелюдия из Немецкой органной мессы, И.С. Бах

- Sweet Child O’Mine, Guns’n’Roses

- Hey Jude, The Beatles

- Заглавная тема из Star Trek

 

Следующим ладом будет минорный Эолийский, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте «лайк», если эта статья показалась вам интересной. Со всеми вопросами и обсуждениями добро пожаловать в комментарии. Увидимся, пока.