Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Славянская мифология и фольклор. Пантеон славянских богов.

Мифология – это исторически первая сложившаяся форма коллективного сознания народа, отразившая его целостные представления о мире, в которой элементы практического, научного и художественного не обособлены друг от друга. Миф – ненаучный способ описания мира; система накопленных знаний народа о реальности. Типология мифов: 1) Космогонические мифы. 2)Эсхатологические мифы. 3)Тотемические. 4)Мифы о культурном герое. 5)Мифы о трикстере. 6)Посвятительные мифы. Рождение и бытования мифов связано со спецификой архаического мышления. Древним представления были свойственны анимизм, антропоморфизм, тотемизм, магизм. Славянская мифология. До 988 года славяне были язычниками. Язычество – это одна из древних религий, в основе которой вера в силы природы. Именно язычество дало основу славянской мифологии. Язычество можно разделить на несколько этапов: 1.Культ упырей и берегинь. 2.Культ Рода и рожаниц. 3.Культ землевладельческих небесных божеств. 4.Культ Перуна. Начинается разложение язычества. 5.

Мифология – это исторически первая сложившаяся форма коллективного сознания народа, отразившая его целостные представления о мире, в которой элементы практического, научного и художественного не обособлены друг от друга.

Миф – ненаучный способ описания мира; система накопленных знаний народа о реальности.

Типология мифов:

1) Космогонические мифы.

2)Эсхатологические мифы.

3)Тотемические.

4)Мифы о культурном герое.

5)Мифы о трикстере.

6)Посвятительные мифы.

Рождение и бытования мифов связано со спецификой архаического мышления. Древним представления были свойственны анимизм, антропоморфизм, тотемизм, магизм.

Славянская мифология. До 988 года славяне были язычниками. Язычество – это одна из древних религий, в основе которой вера в силы природы. Именно язычество дало основу славянской мифологии.

Язычество можно разделить на несколько этапов:

1.Культ упырей и берегинь.

2.Культ Рода и рожаниц.

3.Культ землевладельческих небесных божеств.

4.Культ Перуна. Начинается разложение язычества.

5.Оскудение язычества и объявления его вне закона.

Пантеон славянских божеств: «высшие боги» и «низшая демонология».

Основа любой языческой религии – пантеизм. Древнему человеку было важно осознавать, что вся его жизнь находится под покровительством высших сил. Здесь важную роль играли славянские «высшие боги», которые следили за жизнью людей, регламентировали общественные отношения, помогали в хозяйственной деятельности наказывали за провинности и т.д. Именно из-за этого необходимо было приносить жертвы богам, добиваться их расположения, ставить идолов.

1)Верховным богом являлся Перун – бог грома и молнии, повелевающий небесным огнем. Его оружием считался камень или каменные стрелы, ктр он мечет на землю, гневаясь на людей. День – четверг, животное – конь, дерево – дуб.

2)Велес – бог скота и плодородия. Покровительствовал хозяйству. О человеке судили по его хозяйству и скоту. Важная деталь облика бога – длинные и густые волосы – символ урожайности. Иногда представлялся в виде медведя. Существовал обычай вешать в хлеву медвежью шерсть, лапы, череп для того, чтобы добиться расположения Велеса. Есть представления о Велесе как о змее.

3) Мокошь (мокрая; жена Перуна) – покровительница всех женских дел, всей нижней части мироздания, но иногда рассматривается как богиня плодородия. Ее днем считалась пятница – в этот день женщинам нельзя было заниматься дом.делами, особенно прясть.

4)Даждь-бог (Хорс) – бог, дарующий благо-солнце, поскольку солнце дает жизнь всему на земле, тем самым от него зависит урожай и плодородие.

5)Стрибог – бог ветра, распределяющий благо (скорее всего, семена) по всей земле.

6)Сварожич – бог огня.

7)Ладо (Лада)- богиня любви, веселья и счастья.

8)Купало- бог летнего солнца.

9)Ярило – бог весеннего солнца.

Низшие божества.

Домовой - хранитель дома. Может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Считалось, что в том доме, где домовой полюбит хозяев и особенно хозяина, там он будет оберегать и весь дом, и самих домашних, будет кормить и оберегать домашнюю скотину, расчёсывать лошадям хвосты и гривы. А если предвидится какое-то несчастье, домовой будет стонать басом в переднем углу в подполье.

Леший - хранитель леса, все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему. Оборотень. Порос ельником, постоянно открытые глаза. В него превращаются умершие в лесу. Представлен либо медведем, либо человеком.

Водяной – хранитель реки, озера. Народ олицетворяет водяного плешивым, горбатым и нагим стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда он посягает и на жизнь человека, выжить при встрече с ним нельзя.

Банник - хозяин бани, голый старик с длинными черными растрепанными волосами покрытой плесенью бородой. Обитает он под полком или за печкой. Иногда не один, а с женой —Обдерихой и детьми.

Овинник – хранитель скота, оберегает хлеб от разных бед и напастей. Сидит в самом тёмном углу. Сам весь чёрный и на кота похож. И глаза, как у кота, в ночи светятся. Если рассердится на хозяина, то и угольков в снопы подбросить может и весь овин с хлебом спалить.

Духи поля: Полевик и Полудница, настроенные к человеку враждебно, но не наказывающие просто так, а чаще за леность, топтание полей.

Заложные покойники.

Кикимора - это мрачное привидение умерших во младенчестве детей.

Русалки - водяные девы, девушки, умершие до брака жестокой смертью или утонувшие. Опасны для человека, убивают людей самыми разными способами.

Упырь(живой мертвец) - существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающий их.

Духи Судьбы.

Доля покровительствует человеку, родившемуся под счастливой звездой.

Недоля.

Тринадцатая Смерть. Двенадцать богинь болезней.