Найти в Дзене
Несказочная проза. Сказания, легенды, предания. Типология. Поэтика.
Общие признаки несказочной прозы.Поэтика. Изначально несказочная проза несла в себе понятия и представления людей о мире. Мировоззрение наших предков строилось на поклонении всем силам природы и содержало наряду с правильными понятиями и представлениями большую часть фантастических идей, так как ранее все, что происходило в природе, все, что двигало жизнь было обожествлено. Произведения фольклорной несказочной прозы, с точки зрения народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение, назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной...
371 читали · 5 лет назад
Сказки о животных. Происхождение. Сюжеты, герои, поэтика сказочного животного эпоса.
Происхождение. Поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. Животные двигаются, кричат на разные голоса, по-разному переживают боль, страсти. По Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Человек не делал различия между собою и животными. Анимистические воззрения первобытных людей, по мнению Гримма, и создали возможность появления животного эпоса. Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью...
418 читали · 5 лет назад
Сатирико-бытовые и новеллистические сказки. Проблема происхождения. Сюжеты, герои, поэтика.
Содержит описание народного быта. Герой бытовой сказки - это обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема - венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка: социально-бытовые ("Болтливая старуха", "Шемякин суд"), сатирико-бытовые ("Мужик и поп", "Барин и мужик",«Каша из топора», «Кому горшок мыть»), волшебно-бытовые ("Морозко", "Золушка")...
390 читали · 5 лет назад
Волшебная сказка: сюжеты и функции героев. В.Я. Пропп о морфологии и исторических корнях волшебных сказок.
Задача жанра: вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра. По типу конфликта волшебные сказки бывают: - героические: герой борется с волшебной силой; - социально -классовые: герой борется с барином, с царём; - семейные (педагогические) : конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер. Герои делятся на : заступников, злодеев, страдальцев, помощников. Общие особенности волшебных сказок: - наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы); - столкновение с волшебными силами; - осложнённая композиция;...
1185 читали · 5 лет назад
Житие как жанр. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе» как произведение агиографического жанра.
Жанр жития – самый распространенный жанр ДРЛ. Представляет жизнеописание патриархов, монахов, князей, основателей монастырей,ктр считались церковью святыми, поэтому альтер. термином жития становится «агиография». В переводе «писать о святом». Особенности жития: 1) Главные герои жития всегда лишен индивидуальные качеств и становится воплощением абсолютного добра. Динамику повествованию жития всегда придает противостояние святого и его антагониста. 2) Жанр жития требовал соблюдения нескольких правил:...
237 читали · 5 лет назад
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники.
Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнообразный по своему характеру и жанровым особенностям материал. Простейшей повествовательной единицей летописи является лаконичная погодная запись, ограничивающаяся лишь констатацией факта. Однако само внесение в летопись той или иной информации свидетельствует о ее значительности с точки зрения автора. В летописи представлен также тип развернутой записи, фиксирующей не только "деяния" князя, но и их результаты. Например: "В лето 6391...
274 читали · 5 лет назад
«Повесть временных лет». Типы летописного повествования.
"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. В «Повести временных лет», как и в любой другой летописи, можно выделить два типа повествования — собственно погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В летописном рассказе автор стремится...
296 читали · 5 лет назад
Возникновение древнерусской литературы, ее специфика.
Древнерусская литература возникла в конце 10 в. Развивалась в течение семи веков до Петра I.Необходимыми предпосылками появления литературы были создание раннефеодального государства и появление письменности. В формировании литературы активно участвуют, с одной стороны, устное народное поэтическое творчество, и с другой - книжная христианская культура, идущая как от южных славян, в частности болгар, так и от Византии. Формирование народного эпоса также оказало значительное влияние на становлении древнерусской литературы. Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах, походах составляли своеобразную устную летопись, которая затем частично была закреплена письменностью...
5 лет назад
Календарно-обрядовая поэзия.
Ход. Каждый день масленичной недели имел свое название: пнд — встреча, втр – заигрыши, сред – лакомка, чтв – разгул, пятн - тещины вечерки, сб - золовкины посиделки, вск – проводы или прощенное воскресенье. В понедельник достраивались снежные горы, ставились качели, балаганы. Начинали печь блины, первый из ктр отдавался малоимущим. Из старой одежды и соломы делали чучело, ктр катали по деревне в санях. Далее начинались массовые походы в гости, катания с горок, сватовства. Хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь...
5 лет назад
Славянская мифология и фольклор. Пантеон славянских богов.
Мифология – это исторически первая сложившаяся форма коллективного сознания народа, отразившая его целостные представления о мире, в которой элементы практического, научного и художественного не обособлены друг от друга. Миф – ненаучный способ описания мира; система накопленных знаний народа о реальности. Типология мифов: 1) Космогонические мифы. 2)Эсхатологические мифы. 3)Тотемические. 4)Мифы о культурном герое. 5)Мифы о трикстере. 6)Посвятительные мифы. Рождение и бытования мифов связано со спецификой архаического мышления...
564 читали · 5 лет назад
Жанровая система устного народного творчества. Современное состояние.
История фольклора – это история развития жанров и жанровых систем. Состав жанров фольклора и их близкая связь между друг другом обусловлена главной задачей фольклора - отразить воспринимаемый мир наиболее целостно. Каждый жанр в фольклоре имеет свою определенную задачу. На данный момент существует 2 жанровые классификации фольклора Проппа и Кутилова. Пропп делит фольклор на обрядовый, необрядовый и народную драму. В обрядовый входит календарно-обрядовая поэзия (масленичные песни, колядки, веснянки)...
375 читали · 5 лет назад
Фольклор как народная форма творчества: основные черты, особенность бытования фольклорных произведений.
Фольклор (folk-lore) - "народная мудрость", "народное знание" и различные проявления народной духовной культуры. Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени...
612 читали · 5 лет назад