Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Жанровая система устного народного творчества. Современное состояние.

История фольклора – это история развития жанров и жанровых систем. Состав жанров фольклора и их близкая связь между друг другом обусловлена главной задачей фольклора - отразить воспринимаемый мир наиболее целостно. Каждый жанр в фольклоре имеет свою определенную задачу. На данный момент существует 2 жанровые классификации фольклора Проппа и Кутилова. Пропп делит фольклор на обрядовый, необрядовый и народную драму. В обрядовый входит календарно-обрядовая поэзия (масленичные песни, колядки, веснянки) и поэзия семейно-обрядового цикла (семейные рассказы, свадебные песни, рекрутские песни, венчальные). Необрядовый фольклор делится на необрядовую прозу, ктр, в свою очередь, делится на сказочную (сказки) и несказочную (легенды, придания, былички) прозу, и необрядовую песенную поэзию, в ктр выделяют эпическую поэзию (былины, духовные стихи, исторические песни) и лирику. Народная драма представляет собой театр Петрушки, раешный театр, вертеп (религиозная драма) и народный театр, сформированны

История фольклора – это история развития жанров и жанровых систем. Состав жанров фольклора и их близкая связь между друг другом обусловлена главной задачей фольклора - отразить воспринимаемый мир наиболее целостно. Каждый жанр в фольклоре имеет свою определенную задачу.

На данный момент существует 2 жанровые классификации фольклора Проппа и Кутилова.

Пропп делит фольклор на обрядовый, необрядовый и народную драму.

В обрядовый входит календарно-обрядовая поэзия (масленичные песни, колядки, веснянки) и поэзия семейно-обрядового цикла (семейные рассказы, свадебные песни, рекрутские песни, венчальные).

Необрядовый фольклор делится на необрядовую прозу, ктр, в свою очередь, делится на сказочную (сказки) и несказочную (легенды, придания, былички) прозу, и необрядовую песенную поэзию, в ктр выделяют эпическую поэзию (былины, духовные стихи, исторические песни) и лирику.

Народная драма представляет собой театр Петрушки, раешный театр, вертеп (религиозная драма) и народный театр, сформированный в 17 веке.

Классификация Кутилова схожа с Проппом, но он выделяет малые жанры. По Кутилову классификация выглядит следующим образом:

1)Необрядовая проза, установка которой – рассказать что-либо, несвязанное с обрядовой жизнью.

2)Необрядовая песенная поэзия, не имеющая прямых связей с обрядом.

3)Фольклор непосредственно ритуальных форм.

4)Собственно драматические произведения.

5)Фольклор речевых ситуаций.

Стоит также сказать о таких жанрах как детский фольклор (колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.), фольклор рабочих (песни, частушки, проза), фольклор ВОВ (частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, победы и.т.д.). Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы, однако, все вместе фольклорные жанры в их естественном бытовании взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие ф.ж. и на их основе рождаются новые.

Сегодня большое место занимают необрядовые фольклорные жанры. И здесь не только измененные старые жанры (загадки, пословицы), не только относительно молодые формы («уличные» песни, анекдоты), но и тексты, которые вообще трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Например, городские легенды (о заброшенных больницах, заводах), фантастические «историко-краеведческие очерки» (о происхождении названия города или его частей, о геофизических и мистических аномалиях, о посещавших его знаменитостях и т. д.), рассказы о невероятных происшествиях,юридических казусах и т. д. В понятие фольклора можно включить и слухи. Порой прямо на наших глазах формируются новые приметы и поверья.