Американцы летят на Луну. Снова. С этим фактом нам в ближайшем будущем придется свыкнуться. Американский лунный проект давно уже вышел за стадию банальных хотелок. Американцы, определились с целью лунной программы, с ее концепцией, но самое главное с тем, какая ракета их туда повезет.
Не секрет, что полноценная миссия возможно только с участием сверхтяжелой ракеты и она у них есть- это носитель SLS, который может закинуть на околоземную орбиту груз до 100 тонн, а к Луне отправить до 26 тонн.
Из чего сделана эта ракета? Вы не поверите, но в своей сути это наш старый знакомый Space Shuttle. Созданная в 1980-х, система состояла из двух твердотопливных бустеров SRB и 3-х водородных РС-25, которые были смонтированы на самом Шаттле.
Что представляет из себя SLS? Те же ускорители SRB с дополнительной секцией и 4 водородных РС-25.
То есть, в своей сути, NASA потратила порядка 16 млрд. на проектирование ракеты SLS, которая использует те же компоненты, что и предшественник.
При том, анекдотичность ситуации состоит еще и в том, что до SLS одноразовый носитель на базе Шаттла был детально проработан в проектах Shuttle-C ($2 млрд) и в проекте Ares-5 ($18 млрд).
Но цена программы это еще не главный недостаток проекта.
Стоимость одного космического запуска в рамках программы SLS будет доходить до $1,5 млрд, что сопоставимо с бюджетом небольшой африканской страны.
Удивляться стоимости не приходится. Все таки, многие элементы Шаттла использовались повторно. Например водородные двигатели РС-25, а иногда даже бустеры.
В SLS о многоразовости не может идти и речи, ракета будет сжигать дорогостоящие двигатели в каждом полете.
Немаловажным недостатком является и наличие конкурентов из SpaceX. Те не дремлют и строят сверхтяжелый Starhip, который на фоне SLS выглядит просто технологичным прорывом. Метановые двигатели и целиком многоразовая система. В данный момент, система выглядит так, будто ее построили просветленные орки. Мятые сверкающие пластины из стали, но внутри начинка, которая уже работает.
Еще одна немаловажная проблема, которая относится скорее не к ракете, а к ее строителям- это существенное отставание от графика. Главный неудачник космической отрасли Boeing должен был закончить достройку основного корпуса ракеты еще в 2017, но сдал работы лишь к началу 2020. В результате, первый полет, который должен был состояться в 2018 уже отстает от графика на 2 года и состоится не раньше 2021.
Что по итогу? Несмотря на недостатки, США первая страна из большой тройки, которая в ближайшие годы обзаведется ракетой для освоения Луны и возможно в качестве бонуса получит два принципиально разных носителя. Пожелаем им удачи и будем болеть за их полеты как за свои собственные.
- Россия утратила технологии водородных ЖРД
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉