В России есть два крупнейших производителя различного железнодорожного подвижного состава - это "Трансмашхолдинг" и группа "Синара". Каждый из них более-менее укрепился в своей нише, но периодически пытается слегка потеснить конкурента. Вот и "Трансмашхолдинг" недавно анонсировал разработку пригородной и межрегиональной версии "Иволги" 3-го поколения ("Иволга-3.0")*, которая будет предназначена для ускоренных и скоростных пригородных и межрегиональных маршрутов. То есть для той ниши, которую сейчас активно осваивают "Ласточки"**.
* - ЭГ2Тв "Иволга" - городской электропоезд производства Тверского вагоностроительного завода (производится с 2018 года). Применяется на МЦД (Московских центральных диаметрах) в качестве "городской электрички". Имеет кузов из нержавеющей стали, две пары дверей, современный асинхронный тяговый привод. Салон отличается городской планировкой без тамбуров и с большим количеством стоячих мест.
** - ЭС1, ЭС1П, ЭС2Г, ЭС2ГП "Ласточка" Siemens Desiro Rus - современный электропоезд, разработанный компанией Siemens на базе европейского Desiro ML под технические условия РЖД. Первоначально предназначался для обслуживания Олимпиады в Сочи, поэтому проектировался в пригородном исполнении. Но затем появились и городские, и межрегиональные версии, которые от пригородных отличаются только исполнением салона. C 2014 года производится на заводе "Уральские локомотивы" (совместное предприятие группы "Синара" и концерна "Сименс") в Верхней Пышме (агломерация Екатеринбурга), локализация составляет свыше 80%. Последнее время "Ласточки" активно внедряются на межрегиональные маршруты, для которых созданы специальные версии с салоном повышенной комфортности ЭС2ГП (под постоянный ток) и ЭС1П (двухсистемная). Фотографии межрегиональной "Ласточки" можно посмотреть ниже.
По-видимому, большая популярность "Ласточек" на межрегиональных маршрутах (как у перевозчиков, так и у пассажиров) подтолкнули ТМХ к созданию конкурентного электропоезда. И в марте этого года на слушаниях в общественной палате РФ по теме "Пригородные перевозки: повышение эффективности, улучшение качества обслуживания пассажиров" руководитель технического управления ТМХ Михаил Куприянов в презентации представил ЭГЭ2Тв - "Иволгу" 3-го поколения для межрегионального и пригородного сообщения (полностью презентацию можно посмотреть здесь).
По сравнению с уже эксплуатируемой городской версией, у межрегиональной "Иволги" будет выше конструктивная скорость (до 160 км/ч), двери будут смещены к консолям кузова и появится возможность выхода на низкие платформы (подробности того, как это будет реализовано, неизвестны). Планировка салона и тип сидений будут определяться пожеланиями заказчика, но заявлено, что будут предусмотрены и тамбурная, и безтамбурная компоновки, а также сиденья двух типов - 4- и 6-местные диваны (правильнее было бы назвать "скамейки", это стандартная пригородная компоновка по схеме 3+3) и комфортная с креслами "самолётного типа" по схеме 2+3. Межрегиональный вариант с тамбурами и креслами был показан на презентации.
Двери в электропоезд будут одностворчатыми. Это несколько противоречит картинке выше, но логично, ибо для межрегионального маршрута с редкими остановками широкие двери "городского типа" явно избыточны. Также на рендере отсутствует лестница или закрывающий её фартук, из-за чего можно предположить, что для спуска на низкие платформы будут выдвижные лестницы, аналогичные "Ласточкам". Не оптимальное решение с точки зрения скорости и комфорта посадки-высадки, но приемлемое для маршрутов с редкими остановками...
Производство этого электропоезда планируется начать в 2021 году.
Сравнение межрегиональной "Иволги" и "Ласточки".
Сравнение по основным известным характеристикам приведено в таблице.
В целом электропоезда очень похожи, различия практически только в деталях. То, что "Иволга" планируется только под постоянный ток, несколько ограничивает область её применения. Более высокое ускорение у "Иволги" не факт, что оправданное решение, скорее это просто следствие "городских" корней этого электропоезда. Для межрегиональных маршрутов с редкими остановками ускорение в диапазоне 0 - 60 км/ч не сильно важно.
Уровень пола в "Иволге" ниже на 8 см, она будет практически вровень с платформами высотой 1300 мм от уровня головки рельс (УГР), но при посадке с низких платформ такая незначительная разница вряд ли будет заметной.
Из безусловных преимуществ межрегиональной "Иволги" можно назвать только размещение входов по торцам вагона и наличие тамбуров. Это позволит скомпоновать салон более оптимально и повысит комфорт поездок в суровом климате, а также немного позволит сэкономить электроэнергии на отоплении и кондиционировании салона. А снижение скорости оборота пассажиров (следствие дополнительных дверей) для длинных маршрутов с редкими остановками не критично.
Ну а в целом остаётся дождаться появления "Иволги 3.0" в металле и внимательно смотреть на детали. Дьявол, как известно, прячется в них. Тогда поймём - будет ли это достойный конкурент "Ласточки" или нет.
А вы что думаете о проектируемой межрегиональной "Иволге"? Пишите в комментариях!