Найти в Дзене
Мирослав Валькович

Островок безопасности - добро или зло? Есть альтернатива

Давайте с вами поговорим об островках безопасности. Тем более, что для этого есть очередной повод - на ул.Красных Партизан при реконструкции участка вводится новый объект. Плохо это или хорошо?

Как всегда у нас вопрос неверного использования того или иного инструмента. В частности, островок безопасности призван облегчить переход широкой дороги для тех людей, которые не успевают это сделать за одну фазу светофора. Представьте, идет бабушка с палочкой. А перед ней 6 полос и всего 20 секунд светофора... Но самое важное в этом вопросе, что это именно как опция, а не как обязательное условие. К сожалению, у нас понимают наоборот и пытаются этим усложнить жизнь пешеходам и за их счет облегчить жизнь водителям, а по итогу не получилось ни того, ни другого.

В частности, с введением островка в районе на Микрохирургии глаза мы наблюдали процесс, когда светофорные фазы были настроены таким образом, чтобы всех пешеходов оставлять на это островке, а дорогу переходить в два приема. Пешеходы стали переходить участок не за 20 секунд, а за минуту! А с учетом плотного пешеходного трафика на данном участке, люди скапливались как селедки в бочке на этом маленьком клочке земли и не чувствовали себя в безопасности и комфорте. Отсюда и появилось множество негодований и жалоб на данное решение.

Островок у Микрохирургии глаза
Островок у Микрохирургии глаза

Автомобилям тоже не особо полегчало, трафик не успокоился, а усложнился за счет дополнительных перестроений.

Означает ли что островок безопасности зло? Нет, наоборот. Островки безопасности добро, когда они сделаны с умом и в действительности решают поставленные задачи.

Каким может быть островок?

Первое и главное условие - любая дорога должна переходиться пешеходом за одну фазу светофора.

Второе условие - всем участникам дорожного движения должно быть безопасно и комфортно.

Так вот, давайте обратимся к успешному советскому опыту (на самом деле не только). Одно из предложений конкретно по участку дороги на ул. Красных Партизан от ул.Академика Трубилина до ул.Лукьяненко - замена островков на на зеленую разделительную полосу. Такие полосы у нас в городе достаточно часто применялись ранее, но почему-то (хотя понятно почему) практически перестали строиться сейчас. А ведь они выполняют сразу несколько важнейших функций:

  • Безопасность пешеходов, выполнение функции островка безопасности
  • Безопасность автомобилистов. Разделение потоков и защита от лобового столкновения
  • Успокоение трафика при уменьшении ширины полос
  • Красота (если без заборов, конечно) и дополнительная территория озеленения города.

Давайте пробежимся по краснодарским улицам и посмотрим как это реализовано в других частях города.

ул. Кубанская набережная. 4 полосы. Ширина зеленой разделительной полосы от 2 до 6 метров
ул. Кубанская набережная. 4 полосы. Ширина зеленой разделительной полосы от 2 до 6 метров

ул.Уральская в районе ул. Лизы Чайкиной. 6 полос. Ширина зеленой полосы - 3 метра. 
Растут деревья
ул.Уральская в районе ул. Лизы Чайкиной. 6 полос. Ширина зеленой полосы - 3 метра. Растут деревья

ул.Уральская КМР.  4 полосы. Ширина зеленой полосы 3-4 метра
ул.Уральская КМР. 4 полосы. Ширина зеленой полосы 3-4 метра

На Комсомольском вообще большая часть основных улиц именно с зелеными разделительными полосами и это прекрасно! Смотрите сами

Сормовская в районе ул.30 иркутской дивизии. 4 полосы, ширина зеленой полосы 3-4 метра. Растут деревья - красота. Тоже самое на Тюляева, Симферопольской.
Сормовская в районе ул.30 иркутской дивизии. 4 полосы, ширина зеленой полосы 3-4 метра. Растут деревья - красота. Тоже самое на Тюляева, Симферопольской.

-6
ул.Сормовская и ул.Онежская 5 полос. Ширина островка 5-6 метров. Два ряда деревьев.
ул.Сормовская и ул.Онежская 5 полос. Ширина островка 5-6 метров. Два ряда деревьев.

В итоге мы видим, что раньше применялись другие подходы к организации безопасного передвижения как пешеходов, так и автомобилистов. Точно такой подход можно применить и на улице Красных Партизан (кстати, такой же подход я предлагаю для ул.Метальникова).

-8
-9

Ссылка на карту https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A45c10ba5e1706a730c00c1f98041f646d89651a2a21ef0c3f0da44a8d80799e5&source=constructorLink
Ссылка на карту https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A45c10ba5e1706a730c00c1f98041f646d89651a2a21ef0c3f0da44a8d80799e5&source=constructorLink

Здесь и так есть уже полоса безопасности шириной 3,5 метра, которую смело можно расширить до 4 при сохранении общего количества существующих полос за счет их сужения. Общая протяженность потенциального участка, с учетом поворотных полос может составить 790м. или 3160м2 дополнительного озеленения. На этом участке можно будет посадить 200 деревьев и кустарников.

Мне кажется это хорошее решение, которое устроит всех участников дорожного движения и местных жителей.