(2 Фесс. 2:1-12)
Для многих старость означает утрату сил и способностей, потерю родных и друзей. Однако в это время более очевидными и желанными могут стать нетленные вечные благословения. Для христиан конец этой жизни является высшей точкой чести и славы. Даже если Иисус вернется прежде, чем придет наш час, мы можем с радостью ожидать славного воссоединения.
В городе Фессалониках некоторые христиане были озабочены тем, что те, кто умер, упустили возможность великого воссоединения с Иисусом. В 1 Фессалоникийцам их уверили в том, что смерть не помешает верным христианам участвовать в торжестве возвращения Иисуса.
Во время написания 2 Фессалоникийцам христиане были в смятении из-за слухов, что Иисус уже вернулся. Если это правда, значит, они все пропустили такое великое событие, как воссоединение с Ним и со своими умершими братьями. Как и первое письмо, второе было предназначено для того, чтобы утешить их истиной о возвращении Христа. Эта истина, в противоположность заблуждениям, показывает, что будущее христиан обеспечено.
Лжеучение всегда несет с собой огромный вред. Оно может увести христиан с дороги жизни. Оно может отвлечь их от настоящих ценностей. Оно может поглощать силы, которые следует направлять на благочестивые цели. Как можно предотвратить вред, наносимый лжеучениями? Как противостоять скрытой в них угрозе?
ВЫЯВЛЯЙТЕ ЛЖЕУЧЕНИЯ (2:1-5)
Сколько раз в истории церкви появлялись отдельные лица, которые начинали проповедовать новые учения, иногда резко отличающиеся от "однажды преданного святым”. Часто это учения об исполнении пророчеств. Любимые темы - ветхозаветное пророчество о грядущем Господе, который установит Свое царство или новозаветное пророчество о приходе Господа для свершения суда.
Во многих случаях люди предсказывали, что Иисус вот-вот придет или уже пришел в тайне. Под впечатлением этого якобы откровения и движимые страхом, люди могут даже менять свои убеждения и образ жизни. Как нам выявлять такие заблуждения и оберегать себя от них?
Во-первых, мы должны распознавать источник заблуждения. Когда некто учит тому, что никому другому не известно, когда только один человек заявляет о каком-то особом бывшем ему откровении или озарении, то нам следует быть осторожными. И особенно осторожными, когда человек заявляет, что его информация является ключом ко всякому знанию или ко всем откровениям, или когда он утверждает, что все остальные ошибаются. Часто подобные учения основаны на неясных или иносказательных отрывках из Библии, а не на полном и окончательном откровении, данном нам через новозаветных апостолов и пророков.
Так и среди фессалоникийских христиан распространились слухи о новом откровении (2:1, 2), возможно, даже со ссылкой на авторитет апостолов. В письме их предупреждают “не спешить колебаться”, ибо это обман. Им надо было проявлять осторожность. Так же и нам следует всегда быть бдительными в отношении любого нового учения, каким бы интересным оно ни казалось. Оно может быть продуктом человеческого ума, а не Божьим откровением.
Во-вторых, мы должны проверить само учение. Согласуется ли оно с тем, что, как нам известно, исходит от Господа Иисуса и вдохновленных Им учителей? Если оно противоречит тому, чему учит Новый Завет, значит, оно не истинно. У нас могут возникнуть трудности в распознавании ложной доктрины, но если нам известна истина, а новое учение противоречит ей, тогда оно должно быть ложным.
Это подобно тому, как мы знаем своих родителей. Если являются другие люди и утверждают, что они ваши родители, вы можете не знать, кто они и чем вызваны их претензии, но вы можете знать, что их заявление ложно. Они не ваши родители. Точно так же знание истины поможет нам почувствовать, что тут заблуждение, распознать его и быть настороже против него.
Фессалоникийцы были обеспокоены и расстроены, но им напомнили о том, что им уже была известна истина о приходе Иисуса (2 Фес. 2:5). Если они уже получили и знали истину, они могли в новой информации увидеть заблуждение. Им не было в точности сказано, когда и благодаря кому оно возникнет, но они могли определить его ложность и то, что его носитель находится в оппозиции Самому Богу.
Люди, противостоящие Божьей истине, противостоят Богу. Они делают себя авторитетом в религии и пытаются заменить Бога в умах Его народа. Их нужно выявлять как Божьих противников, но такое возможно только в том случае, если Божий народ знает истину.
Познавайте истину! Изучайте истину! Пребывайте с истиной! Это самая лучшая защита против заблуждения! Невежество, пренебрежение Библией и небрежность в обращении с Божьим Словом широко открывают двери лжеучениям. Знайте истину. Только истина сделает нас свободными (Ин. 8:32). Это единственный путь, позволяющий обнаружить заблуждение.
УКРЕПЛЯЙТЕ ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ (2:6-9)
К сожалению, истину можно забыть, особенно в тяжелые времена. Чтобы сохранить уверенность в себе и покой в период трудностей, следует постоянно повторять основы нашей веры. Если мы не будем этого делать, основание нашей веры может показаться не таким уж незыблемым.
Хорошие библейские учителя, проводящие занятия перед публикой или в частном порядке, всегда настойчиво повторяют истину. "Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно" (Фил. 3:1). В каждую программу обучения необходимо включать регулярное повторение. Если мы думаем, что хорошо учат только те, кто все время дает новый, отличающийся от прежнего материал, мы забываем об основном методе, применяемом Иисусом и Его апостолами, который есть повторение истины для ограждения душ.
Этим методом Павел пользуется и в письмах фессалоникийцам. Более десяти раз он ссылался на то, о чем говорил прежде, так как эту истину необходимо было усвоить раз и навсегда.
Фессалоникийцы были уже предупреждены о грядущем отступничестве, об отходе многих от веры. Они получили откровение о том, что кто-то бросит вызов Богу. Они также знали, что это случится до возвращения Иисуса. А так как этого еще не произошло, они могли знать, что сведения о том, что Иисус уже вернулся, были ложными. У них не было причины огорчаться из-за таких сообщений, но они нуждались в напоминании об истинном учении, идущем от Бога.
ВЕРЬТЕ ИСТИННОМУ УЧЕНИЮ (2:10-12)
Нас иногда удивляет, когда люди принимают лжеучение. Мы полагаем, что оно должно быть отвергнуто просто в силу своей ложности. Но часто случается, что люди истину отвергают, а лжеучение принимают. Как такое может происходить?
Все дело в их отношении. Заблуждение может иметь свои привлекательные стороны. Иногда это может быть престиж или положение, когда на тебя смотрят как на обладателя некого высшего знания. Иногда новое учение может привлекать своим авантюрным духом. Иногда заблуждение принимают ради популярности, если лжеучение широко распространилось. Поскольку мы все боимся оказаться отвергнутыми, нам бывает удобнее согласиться с приверженцами лжеучения, чем во всеуслышание признать истину и быть осмеянными ими. Иногда люди принимают заблуждение, потому что не в состоянии увидеть последствия своей веры. Они не видят, как ложное учение противоречит Божьему Слову и наносит непоправимый вред душе.
За каждым заблуждением кроется отсутствие любви к истине. Для тех, кто принимает лжеучения, любовь к истине не является главным, в ошибке они видят нечто более привлекательное. Для них престиж, популярность и признание важнее истины. Трагическим результатом такого отсутствия любви к истине являются погибшие души.
Павел предупреждает фессалоникийцев, что те, кто не любит истины, будут введены в заблуждение и верным у них будет считаться то, что в действительности является ложью (2:10-12). Такие не получат спасительной силы Божьего Слова Истины и погибнут.
Смысл предупреждения ясен и для нас. Если мы отвергаем истину, мы отвергаем спасение. Как Бог и Его Слово неотделимы друг от друга, так и Божья истина и Его спасение идут рука об руку. Мы читаем: “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2 Ин. 9). Цените благословение знания Божьей истины и веры в нее. Это единственное средство доступа к Самому Богу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лжеучения бросают серьезный вызов благополучию церкви и вере отдельных христиан. Мы должны осознавать опасность, связанную с заблуждениями, и знать, как защитить нашу веру. Каждый христианин должен быть осторожен и предусмотрителен, проверяя каждое учение, соответствует ли оно вдохновенному Слову Божьему. Каждый учитель должен быть осторожен и основателен. Мы должны любить Бога превыше всех людей и ценить то, что говорит Он, более всякого другого учения. Это убережет нас от вероотступничества и укрепит нашу веру в истину, которую Бог открыл через Иисуса!
Христианам следует постоянно напоминать об истине и ее силе дать нам то, что предназначено Богом, - руководство, спасение и сохранность для вечности.