В этой статье продолжим публиковать отрывки из воспоминаний знаменитого "красного" командира Оки Ивановича Городовикова о его службе в царской армии. Естественно, что описана она в советское время, человеком отстаивающим идеалы большевиков, что накладывает на изложении информации опрелделенный отпечаток. Тем не менее, она может служить правдивым историческим источником.
С 1903 г. О.И. Городовиков служил в 9-м Донском казачьем полку т.к калмыки Сальского округа, откуда он был родом традиционно считались отличными воинами и призывались в армию. После того, как он получил повестку о службе в армии ему пришлось, как и многим другим калмыкам, продать почти все свое имущество, чтобы купить лошадь и шашку.
1. "Сушить палас на солнце"
Полк размещался в городишке Янове, Люблинской губернии. О.И. Городовиков писал: "Тяжелой была солдатская жизнь, - жутко вспомнить. Казармы мрачные, воздух вечно спертый, пропитан бьющим в нос запахом кислой шерсти и портянок. Спали в повалку на деревянных нарах. Постельного белья не полагалось. Привозили из дому мешочный матрац, набивали его гнилой соломой, подкладывали под голову соломенную подушку - вот и вся постель. Клопы, блохи, вши были постояными жильцами казармы
Кормили отвратительно. Продукты обычно доставлял подрядчик ... такого качества, которое на рынке не скоро продашь. Весь наш дневной рацион состоял из сырого хлеба, полуфунта мяса, кислой капусты, каши и кипятку. Чаю и сахару не полагалось. По утрам вместо чаю приносили на десятерых бачек кипятку, ели черствый, кислый хлеб, пили мутную жирную воду (бачек обычно был один для супа и кипятка).
Чтобы избавиться от изжоги, солдаты соскабливали, а иногда просто облизывали мел со стенок казармы. За это лекарство обычно по утрам расплачивались. Приходил урядник, выискивал виновника ... и ставил под ружье или как метко выражались казаки "на солнце палас сушить". (О.И. Городовиков"Рождение первой конной" (1935),
После восстания на броненосце "Потемкин" рацион улучшился добавили мяса и стали выдавать немного сахара и чая, выдали постельное белье.
2. Был секретный способ освободиться от службы, служил в полку фельдшер ...
Кроме бытовой неустроености калмыки подвергались давлению со стороны казаков, насмешкам и унижениям. Для них калмыки были "инородцами нехристями". Казаки часто имели родственые, дружеские и экономические связи между собой и офицерами, которые облегчали "своим" службы за счет нагрузки на калмыков. Во время христианских празников в наряды и караул шли только они. Городовиков писал: "Когда обычно казаки отдыхали, мы выполняли всю грязную работу - убирали грязь, навоз, чистили уборные, таскали мусор - и так без конца"
"Был один секретный способ освободиться от службы ... Служил в полку медицинский фельдшер, который за 25 рублей всякими зельями доводил организм желающего освободиться от службы до такого состояния, что комиссия увольняла его "по чистой". Знали ребята, что делор это рискованное, и все же, дведенные до отчаиния муштрой и издевательствами, шли к фельдшеру. "Добрый человек", взяв задаток, давал калмыкам неведомую бурую жтидкость, поучал как пользоваться ею. Снадобье было сильноднействующим ядом.
Через некоторое время человек начинал болеть, шел на комиссию и увольнялся.Из 18-ти платовских калмыков, призванных со мною в армию, 13 освободились по чистой.Помню, с какой радостью они говорили о возвращении домой к семье. Но, увы радость их была коротка. Снадобье ...продолжало свое губительное действие. Когда я и мои товарищи ... вернулись в станицу, там не было уже в живых ни одного из сослуживцев. (О.И. Городовиков"Рождение первой конной" (1935)
Читайте: "Ну давай драться. Бей вовсю!": офицер боксер против кулачного бойца и борца
Читайте: "Перед сном встретишь - пропала ночь": бойцы Первой Конной армии глазами конноармейца