В разгар глобального кризиса, связанного в первую очередь со здравоохранением, сложно сосредоточиться на чем-либо, кроме информации об изменении количества случаев заражения COVID-19, просьбах о помощи от находящегося на передовой медперсонала и личных проблем, связанных с работой, детьми, уходом за пожилыми родителями и многочисленными другими заботами.
Однако в те редкие моменты, когда мы можем посмотреть со стороны на происходящее, стоит попробовать представить какой будет жизнь через год или два. Будем ли мы жить в сильно изменившемся мире, схожем по атмосфере с гнетущей реальностью драматического сериала-антиутопии HBO «Оставленные»? Или мы, пройдя все невзгоды, станем лучшими версиями себя?
Поскольку обстоятельства вынуждают нас адаптироваться к новым моделям поведения, работа и жизнь в целом изменятся так, как, возможно, иначе не изменились бы — по крайней мере, так скоро. А именно:
Гибкие условия труда войдут в норму. Многие компании, которые раньше предоставляли возможность работать удаленно лишь в редких случаях, — в основном для привлечения и удержания ценных кадров — станут более лояльно относиться к различным форматам дистанционного взаимодействия (таким как видеоконференции или использование инструментов Slack и Trello). Более широкое распространение удаленной работы, в свою очередь, может перестроить не только офисы, и изменить представление о корпоративной среде, но и серьезно повлиять на принципы выбора места жительства. А когда проживание рядом с работой перестанет иметь столь большое значение, у нас появится возможность сократить негативное влияние на окружающую среду и укрепить дружеские связи.
Удаленный формат работы станет возможным даже для тех позиций, на которых он никогда (или почти никогда) не предполагался. Есть множество задач, которые казались невыполнимыми в дистанционном режиме. Но, как мы видим, когда другого выхода нет, поразительно, сколько всего можно сделать удаленно. При этом уже сейчас на подходе множество инноваций, позволяющих еще больше упростить этот формат взаимодействия.
Мы наблюдаем бурный рост телемедицины, а с развитием видеотехнологий диагностику, такую как измерения температуры, пульса и давления, со временем можно будет проводить с помощью веб-камеры. Некоторые аспекты обучения тоже можно организовать с помощью цифровых платформ: мы уже видим более активное использование Khan Academy Kids, GoNoodle и других образовательных интернет-сервисов. Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, голографических технологий и приложений для совместной работы еще больше упростит эти процессы.
Плюсы и минусы контрактной или проектной работы проявятся более ярко, что ускорит необходимые законодательные инициативы. Для экономики свободного заработка сейчас одновременно лучшее из всех времен и худшее из всех времен. Положительный момент состоит в том, что использование Instacart, Task Rabbit и других платформ поиска квалифицированных кадров достигло беспрецедентного масштаба. Различия между местными сотрудниками и подрядчиками из разных точек земного шара сглаживаются, поскольку и те, и другие работают удаленно. Таким образом минимизируется то, что считалось недостатком найма по контракту. При этом способность «позаимствовать» кадры из других отраслей и секторов и органично включить их в работу становится ключевой. Все это демонстрирует преимущества модульной работы и рабочей силы, способной ее выполнять.
В то же время, текущая ситуация напоминает, что это такие подрядчики наименее защищены в условиях кризиса — у сотрудников, работающих по контракту, в ряде стран нет медицинских льгот, дополнительных пенсионных программ, постоянных зарплат, на которые можно было бы рассчитывать даже при сокращении объема работы. Этот кризис заставит нас быстрее обновить правовое поле в области полной и частичной занятости, а также работы по контракту.
Гендерные стереотипы будут размываться быстрее, поскольку работающие родители по-новому справляются с домашними обязанностями. Самоизоляция влияет на всех, но работающим родителям, похоже, сейчас особенно тяжело: так как многие службы по уходу за детьми внезапно оказались недоступны, в семьях сейчас проходят непростые дебаты о том, как справляться с рабочими обязанностями и чья работа важнее.
Поскольку многие женщины выполняют имеющую особую ценность работу в сфере здравоохранения и других областях, некоторые мужчины вынуждены заменять их на домашнем фронте, что нередко оказывается для семьи первым таким опытом. Хотя в начале это может выбивать из колеи, впоследствии способно привести к росту уважения со стороны мужчин к выполнению домашних обязанностей, а ранее непривычное распределение ролей, например отец, ведущий домашнее хозяйство, или действительно равное разделение работы по дому, станет естественным.
Значение человеческого фактора в работе станет очевидным. По мере развития технологий появлялось много статей о том, как роботы отнимут у нас рабочие места, а многие задачи, которые сейчас выполняют люди, вероятно, в будущем перейдут к искусственному интеллекту и машинам. Тем не менее, кризисы, подобные текущему, подчеркивают, насколько на любом уровне организации важны люди — и руководители и сотрудники.
Только люди могут принимать этические решения и идти на сложные компромиссы между здоровьем, безопасностью и производительностью. Только люди могут снизить напряжение в это безумное время благодаря способности к сочувствию, налаживанию отношений и навыкам по созданию безопасной среды для выражения эмоций и чувств. Только люди могут на лету приспосабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям, не имея тренировочных данных, благодаря лишь здравому смыслу и опыту. Люди — сердце бизнеса, и хотелось бы надеяться, что на основе этого тезиса будут приняты правильные решения по мере создания новых технологий для развития.
«Кризис не только забирает, но и дает возможности. Новая занятость позволит значительно уменьшить квалификационную яму, если правильно ей воспользоваться. Удаленная работа, массовая переквалификация, беспрецедентный доступ к самообучению откроют новые двери тем, кому это нужно. Вопрос, как всегда, один — мотивация», — отметил партнер в московском офисе BCG Антон Степаненко.
* * *
Пока что большинство просто пытается пройти этот сложный период без потерь. Но в то время, когда мы стараемся сделать свою жизнь и жизнь наших близких настолько обычной, насколько это возможно, происходит изменение основополагающих моделей, и последствия его могут быть масштабными. Если мы сможем сохранить какие-то полезные привычки, приобретенные за это время как в профессиональной, так и в личной жизни, у нас есть шанс увидеть луч света в году, который обещает быть весьма пасмурным.
На основе публикации COVID-19 and the Future of Work (Автор: Диана Досик (Diana Dosik))