«На_собаках». Серия путевых очерков о путешествии «Москва – Владивосток на электричках». 2017-ый год, 9288 километров, 24 дня, 30 тысяч рублей и 44 электрички. День №16: Хилок – Чита.
Есть в Чите дворец купцов Шумовых. Здание знаковое, памятное, коих в Чите немного. Примечателен архитектурный стиль особняка - сибирское барокко. Во всей теории искусства тяжело найти более контрастное наименование. Почему-то первым внутричерепным визуальным образом при упоминании сибирского барокко стал зелено-розовый сёрф, воткнутый в сугроб. Именно так, на мой взгляд, барочная избыточность сочетается с сибирской резко-континентальностью климата, быта, мировоззрения.
Барокко в Сибири появился сильно позже, чем в Италии, Западной Европе, Петербурге и даже на Южном Урале. Завезли его в Сибирь декабристы вместе с прочей европейской заразой идеологического и культурного толка. Вообще, оценивая, как много сделали декабристы для ликвидации цивилизационного разрыва между Центром и Восточными окраинами Империи, понимаешь, что все произошло именно так, как и должно было произойти. Провальное восстание обернулось мощным импульсом в развитии огромного, но практически незаселенного региона. Вероятно, Наверху именно так все и задумывалось. К радикальному перевороту Россия была не готова, а вот с Сибирью надо было что-то делать. В конце концов, хотя бы создать более-менее комфортные условия ссылки для будущих поколений вольнодумцев, которым и будет суждено учинить Революцию.
Читу застраивали декабристы: автором генплана был флотский лейтенант Завалишин, топосъемку организовывал господин Фаленберг. Дворец же Шумовых, хоть и является выдающимся образцом сибирского барокко, никакого отношения к мятежным аристократам не имеет. Его постройку завершили в 1914-ом году, то есть всего за 3 года до того, как у последователей декабристов все получилось. После этого в Чите было не до барокко: приходили-уходили комиссары и атаманы, белый террор сменялся красным, красный – зеленым или бесцветным… Некоторое время Чита даже была столицей суверенного государства - Дальневосточной республики – буферного образования для защиты молодой власти Советов от приморских беляков и японских империалистов.
По сути, дворец Шумовых – последний шедевр сибирского барокко. А это звание как будто бы даже чуть весомее, чем «первый в своем роде» или «основатель традиции». Дворец Шумовых – апогей архитектурного стиля, сосланного в Сибирь вместе с декабристами, последний отголосок идей и мыслей повстанческого дворянства. Уже в следующем десятилетии главенствующей доктриной станет диктатура пролетариата, предпочитающего существование компактное, аскетичное, от классовой борьбы не отвлекающее. Эркеры и лепнина будут признаны мещанскими пережитками, на смену сибирскому барокко придет советский конструктивизм, сталинский классицизм и хрущевский архитектурный пофигизм.
Барокко вернется в Читу в конце 20-го века, воплотившись в пошлом и кричащем оформлении гостиных и спален вилл криминальных авторитетов. Хозяева домов и жизни не будут мыслить свой вечерний досуг без того, чтобы после пытки должников надфилем и струбциной не закурить в кресле с резными подлокотниками и бахромой – точь-в-точь как у Монтескье. Их жены с гордостью будут проводить экскурсии по безвкусным интерьерам, смешивая в безликую энциклопедическую окрошку и громоздя друг на друга людовиков, вольтеров, кардиналов и Караваджо…
…В Чите периодически мнилось мне, что я в Питере. Или в Сочи. Или в Крыму. Может быть, в этом и заключается самобытность города? Не попал в дацан – закрылся. То, что даже у буддистских святынь есть режим работы, обескураживает и заставляет еще раз убедится в беспощадной рациональности современного мира…
«… Вот, говорят, Хохотуй – деревня. А вон уже сколько едем по нему – все не кончается. У нас даже магазин есть…» Хохотуй закончился через полторы минуты. Но противоречить собеседнику было верхом бестактности, особенно учитывая роспись его предплечий. Пусть и в предшествующей описанию Хохотуя части беседы он выразил нежелание садится в тюрьму в третий раз. В конце концов, на местности, где жилых построек не возникает в течение 15-20 минут пути (а потом раз – и будка железнодорожная), даже Хохотуй можно считать мегаполисом с поправкой на масштабы.
На_собаках. Вступление