- Большинство людей правши
Во всем мире только 10% левшей. До сих пор большая загадка, почему наблюдается именно такое распределение, и вопрос, что делает людей правшами или левшами, на самом деле не такой простой, как кажется. Движения рук управляются моторной корой — частью поверхности мозга, которая контролирует всю двигательную активность. Левой половиной тела управляет правое полушарие, а правой — левое. В полушарии, которое контролирует доминантную сторону, гораздо больше связей между нейронами моторной коры — это всегда можно выявить на снимках МРТ по активности нейронов.
Ранее предполагалось, что у левшей просто «перевернута» активность полушарий по сравнению с правшами, но оказалось, что это не так. Например, у 96% правшей речевой центр и центр управления движениями рук находятся в одном полушарии — левом. У левшей речевой центр может находиться где угодно: у 70% он располагается в левом полушарии, у 15% — в правом, а у оставшейся части речевые центры симметрично распределены по обоим полушариям. Согласно одной из гипотез, левополушарные центры речи могли эволюционировать на основе центров жестовой коммуникации наших предков-правшей.
Мужчин-левшей больше, чем леворуких женщин
Среди мужчин выявлено 13% левшей, а среди женщин — 11%. В парах, где один из родителей левша, чаще рождается ребенок-левша, если мать левша. Одно из объяснений этому — материнское поведение, которому подражает ребенок во время раннего развития. Повторяя движения матери, ребенок может стать левшой. Исследователи попытались установить, связан ли признак леворукости или праворукости с полом. Однозначно определить это не удалось, но есть основания предполагать, что на развитие праворукости и леворукости могут влиять половые гормоны: андрогены тестостерон и дигидротестостерон.
Левши и правши могут по-разному воспринимать мир
Есть основания предполагать, что левши и правши по-разному воспринимают окружающий мир. В классическом эксперименте перед испытуемыми ставили две коробки, давали им фигурки разных животных и просили поместить животных в одну из коробок. Предварительно были согласованы списки животных, которые нравятся испытуемым. Оказалось, что левши складывали тех животных, которые им нравятся, в левую коробку, а правши — в правую. Это означает, что левши и правши воспринимают пространство по-разному: для левшей левая часть пространства ассоциируется с чем-то хорошим, а для правшей — правая.
Насильно переучивать левшей не надо
Раньше левшей часто переучивали: привязывали левую руку за спиной, били по ней линейкой или отбирали предметы из левой руки и перекладывали их в правую. При переучивании часто ухудшается почерк: у детей формируется тонкая настройка точных движений в детском саду и начальной школе, и смена ведущей руки обычно сказывается негативно. К счастью, сейчас такое происходит гораздо реже.
Попытки переучить левшу могут иметь последствия. Ранее считалось, что при этом могут возникать нарушения развития речи, например заикание. Однако современные исследования не нашли этому доказательств. Но насильное переучивание левши в правшу может стать для ребенка серьезной психологической травмой.
Правша может стать левшой (и наоборот) в случаях, когда травмирована ведущая рука. Взрослым для такой адаптации требуется чуть больше времени, чем детям. У детей вариабельность доминантной стороны сохраняется до шести лет, и часто они одинаково часто используют обе руки для повседневных, но, как правило, не очень сложных действий (например, перекладывают карандаш из руки в руку во время рисования).
Высокая одаренность левшей по сравнению с правшами не доказана
В исследованиях способностей к обучению левши оказываются более одаренными, чем правши. Для оценки одаренности обычно используются тесты дивергентного или латерального мышления, в которых предлагается найти альтернативный или инновационный способ использования какого-нибудь предмета, например ручки. Также считается, что в творческих профессиях, связанных с искусством, музыкой, архитектурой, левшей почти на 10% больше, чем должно было бы быть среднестатистически. Такую - креативность левшей можно объяснить тем, что их мозг более симметричен, и поэтому они могут получать доступ к ресурсам обоих полушарий одновременно. Однако достоверно подтвердить эту гипотезу в системных исследованиях пока не удается.
Праворукость и леворукость связаны с генетикой, но не полностью
Наследственные факторы латеральности неоднозначны: вероятность рождения ребенка-левши у двух леворуких родителей составляет 37%, а в паре, где только один родитель левша, — 22%. Если оба родителя правши, вероятность рождения ребенка-левши — 11%. Но в любом случае подавляющее большинство детей вне зависимости от того, какая рука ведущая у их родителей, будут правшами. В 80% случаев близнецы либо левши, либо правши, но в 20% случаев один может быть левшой, а другой — правшой. Это говорит о том, что латеральные предпочтения должны определяться комбинацией генетических факторов и факторов среды.
Нет одного конкретного гена праворукости или леворукости. Принято считать, что латеральность определяется очень большим числом генов, каждый из которых дает лишь небольшой вклад, и их комплексное взаимодействие до конца не совсем понятно. Сейчас принято считать, что праворукость и леворукость на 25% определяются генетически, и на 75% — условиями среды.