Найти тему
Блог студии Снегири

Как усилить финал фильма?

Оглавление

Финал - самая запоминающаяся часть фильма. Да, даже, если хотите, чего угодно. Именно поэтому важно уделить концовке как можно больше внимания, ведь это определит то впечатление, те эмоции, с которыми человек выйдет из кинотеатра и будет вспоминать фильм.

Однажды в... Голливуде (2019)
Однажды в... Голливуде (2019)

Аудиторию, которая смотрит кино можно разделить на два типа:

1.     Люди, которые идут смотреть фильм.

2.     Люди, которые идут в кино.

Для первой категории  кино – это электрический заряд, они знают, кто режиссер, какой у него почерк, и почему они хотят это увидеть.

Для второй категории кино – это поход в ресторан. Если нет боевика, посмотрят и комедию.

И 99% людей, которые ходят в кино – это вторая аудитория. Они любят развлекаться, знают Тарантино, возможно еще пару режиссеров, но в целом, разницы кого смотреть для них нет .

Но создает фильмы первая категория для второй. Поэтому важно учиться играть по правилам оставшихся 99%.

Минуты финала - это последнее что узнает зритель о вашей работе. А значит, концовка должна быть запоминающейся, производить сильное впечатление и соотноситься с общей тональностью всей работы. Именно плохая концовка загубила больше всего хороших киноработ.

Пролетая над гнездом кукушки 1975
Пролетая над гнездом кукушки 1975

 Как этого можно избежать

Не просто удивляйте, а шокируйте

Ваша задача сделать так, чтобы зритель чувствовал себя так, как если бы он оказался на американских горках. 

С одной стороны, понимал, куда он едет и видел, куда заведет его история. А с другой, периодически теряя этот путь за новыми поворотами, порой такими крутыми, что  зритель не думал  о конечной точке, переживая то, что происходит с ним сейчас. Если вы сумеете выстроить повествование именно так, финал наступит совершенно неожиданно и оглушит зрителя.

То есть, секрет в том, чтобы заставить зрителя забыть, что в конце истории герой, например, скорее всего погибнет, а с другой стороны переодически напоминать об этом зрителю, чтобы он был вовлечен в процесс и переживал за судьбу героя.

Шестое чувство, Олдбой, Исчезнувшая, да много еще можно вспомнить фильмов, концовка которых оказалась шокирующей. При просмотре Шестого чувства часто создается ощущение, что фильм конечно и вовлекает и по-настоящему пугает, но развивается немного медленно. А потом в конце - Бам!  И  все поменялось, зрителя накрывает  вихрь, ураган эмоций.

Шестое чувство (1999)
Шестое чувство (1999)

Придумайте концовку, до того, как начнете писать начало истории

Зритель всегда заранее пытается предугадать, что произойдет в конце. Наш мозг так работает, потому что с раннего детства мы учимся воспринимать истории, информацию и обрабатывать их. 

Так что, как только зритель оказывается в новой ситуации, он начинает автоматически калькулировать, что будет дальше.

Зритель должен всегда быть на американских горках, но понимать, что шок концовки он испытал именно благодаря мастерству режиссера. Сценарий должен быть написан так, чтобы зритель, возвращаясь домой после просмотра и анализируя, как такой финал получился, нашел, нащупал подсказки, которые бы объяснили ему, как так получилось.  Если не совсем понимаете, о чем речь, пересмотрите “Шестое чувство”, там это сделано великолепно.

Шестое чувство 1999
Шестое чувство 1999

Триумф героя = триумф зрителя

Людям свойственно чувствовать эмпатию к победам и провалам других людей. Это лежит в основе многих телешоу типа “Голос”, “Америка ищет таланты”, где шоураннеры показывают нам историю судьбы героя , чтобы разбудить в нас сопереживание. 

Их триумф и трагедия жизни становятся нашими собственными, потому что если правильно разместить героев, судьбы их будут переплетены с судьбами зрителей на подсознательном уровне. Дело в том, что в нашем мозгу есть отдел - supramarginal gyrus, который отвечает  за развитие чувства эмпатии.

Так что первое, что вы должны сделать, когда будете писать концовку - поставить себя на место аудитории и с их точки зрения, а не со стороны расчетливого писателя посмотреть, насколько ваша концовка разбудит тот самый supramarginal gyrus у людей.

Последний танец (2020)
Последний танец (2020)

Показывай, а не рассказывай

Нигде правило показывай, а не рассказывай не важно так, как в концовке.

Тэйлор Шеридан ( сценарист Любой ценой, Ветреная река) пишет удивительно простые и сильные истории о людях на первый взгляд обычных, но переживших сложное эмоциональное или психологическое потрясение, которое их покалечило. 

В фильме Ветреная река с Джереми Реннером и Элизабет Олсен в главной роли, после неожиданной и жестокой стрельбы при которой погибают почти все, злодей испаряется в бесконечном снежном пространстве. Но снег, в итоге, его убивает. Это тематическая концовка - вы закончили развитие сюжета, а зритель испытал удовлетворение, потому что зло наказано. 

 Но в финале мы видим главного героя. Он сидит со скорбящим отцом и рассказывает, что убийца его дочери был наказан по справедливости. В этот тихий момент когда два отца, оба потерявшие детей из-за необдуманной жестокости других сидят и беседуют, зритель забывает как правильно дышать, настолько душераздирающе и прекрасно эмоционально его состояние.Это те эмоции, которых не ждал зритель, но благодаря котором он запомнит фильм на долгое время.

Такая концовка и шлейф - это то, чему определенно будут учить киностудентов в ближайшие несколько лет. 

Ветреная река 2017
Ветреная река 2017
  • Хэппи энд или нет

Конечно, хэппи энд придумали не в кино. Но именно в кино это стало важнейшим медиумом. Помните в начале, мы поделили аудитории на 2 категории?

Так вот, люди, которые смотрят фильмы скажут вам, что кино – это про путешествие человека, конфликты, преодоления и эволюцию. Люди, которые ходят в кино знают, что лучшее в фильме – это хэппи энд. 

Если конец получится грустный, убьют героя, а его детей заберут, усыпят верного друга и изнасилуют жену, зритель будет чувствовать, что его обманули. Не за это же он платил деньги. 

Тут все просто, так же как с умением предположить какая концовка будет у фильма. Зритель наблюдает за чередой неудач и сложностей, а так же ошибок, но не слишком переживает, потому что знает, все будет хорошо. Прямо как в сексе, он может быть разным, но все мы знаем, чем он закончится. И если желаемого не произойдет, мы будем чувствовать себя разочарованно. Так же и в кино. Если только вы не признанный гений, которому зритель доверяет, лучше сделайте ему приятное – хэппи-энд.

Существует очень много подтверждений тому, что массовому зрителю важен счастливый конец.  Одно из них – изменения в  фильмах после тестовых просмотров.

Красотка 1990
Красотка 1990

Так, в фильме Красотка с Джулией Робертс и Ричардом Гиром изначально концовка была совсем не радостной и романтичной.

Дж.Ф. Лоутон – сценарист фильма, дал ему рабочее название 3000, по количеству денег, которые герой Гира заплатил Вивиан за неделю с ним. В оригинальной версии главный герой просто выталкивал героиню из машины, бросал в нее деньги и уезжал.

Но при тестовых просмотрах оказалось, что зрители воспринимают такой финал крайне негативно. Они просто отказывались верить, что красивую, умную девушку кто-то может так использовать, а потом бросить.

1917 (2019)
1917 (2019)

Если вы научитесь создавать мощные, интересные финалы истории, значит и остальное вам по зубам.