Привет, друзья!
Ангел на шпиле собора св. первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости, который смотрит на Петербург с высоты 122,5 метра - четвертый по счету. Что же стало с первыми тремя?
Строительство собора святых апостолов Петра и Павла началось именно с возведения колокольни. Занимался этим Доменико Трезини, первый архитектор города, которого Петр I первоначально пригласил в качестве фортификатора для строительства крепости.
Первый шпиль колокольни (или шпиц, как его тогда называли) строил «шпицных и столярных дел мастер», голландец Харман ван Болес. Конструкция была деревянной, покрыта медными позолоченными листами. Верхушку венчал шар, на который позже установили фигуру первого ангела, выполненного по проекту Трезини. На всякий случай напомню, что сегодняшний ангел - четвертый по счету.
Высота колокольни вместе с ангелом составляла тогда 106 метров и была на 25 метров выше колокольни Ивана Великого в Москве. Так Петр I подчеркнул статус новой столицы России.
Громоотвода не было, колокольня дважды принималась гореть от удара молнии, но с огнем успевали справиться. В третий раз не повезло. 1756 год, ночь, гроза - и вновь удар молнии. Пожар был страшнейший, погасить его на этот раз не смогли.
Колокольня сгорела вместе с крестом и ангелом, было повреждено все здание собора. Правда, успели спасти церковную утварь и деревянный иконостас.
Случилось это в царствование Елизаветы Петровны. Она решила отстроить колокольню заново, но никак не могла выбрать какой-то один из многих проектов, которые ей предлагали известные архитекторы города.
Проблему решила Екатерина II на четвертый год своего царствования - повелела строить «точно так, какова была». Так появился новый шпиль и второй ангел - точная копия первого. При этом, и первый, и второй выглядели иначе, чем сегодня - они были горизонтальными.
Новый ангел парил над городом всего 3 года. В 1777 году случилось наводнение, во время которого штормовой ветер огромной силы повредил и фигуру, и крест.
Автором третьего ангела уже был Антонио Ринальди. Фигура стала выглядеть иначе - ангел стал вертикальным, как мы его видим сегодня. Но и он не обошелся без повреждений от ветра.
Тогда ремонтные работы шпиля и фигуры ангела проводил кровельщик Петр Телушкин, крестьянин из Ярославской губернии. Он вызвался все сделать в одиночку, без возведения лесов и дорогостоящих работ. Телушкин взобрался на шпиль с помощью веревок, закрепил на основании креста веревочную лестницу и почти 2 месяца занимался ремонтом.
Четвертый ангел появился на шпиле в 1858 году, после полной реконструкции шпиля и замены деревянных конструкций на металлические. Развитие промышленности в XIX веке позволяло это сделать.
Занимался этим талантливый инженер и ученый, Дмитрий Иванович Журавский. Высота шпиля увеличилась на 16,5 метров, при этом конструкция могла выдержать силу ветра до 45 м/с, даже отклоняясь от вертикали до 1,5 метров (такова максимальная амплитуда). Тогда же внутри шпиля появилась лестница, а на высоте 100 метров от земли - люк, от которого уже по скобам, проложенным по наружной поверхности шпиля, можно добраться к ангелу.
Сначала думали, что все обойдется только заменой стержня, на котором держалась фигура, но затем стало понятно, что менять придется все.
Если внимательно смотреть на шпиль Петропавловского собора, то можно увидеть, что ангел на верхушке меняет свое положение. И люди часто удивляются, когда узнают, что это не флюгер. Почему он тогда вращается?
Четвертый ангел, на которого мы с вами любуемся сегодня, весит 750 кг, имеет свинцовый противовес и внутреннее поворотное устройство, которое защищает ее от повреждения при сильном ветре. Не являясь флюгером, фигура может лишь слегка менять свое положение.
Вот такой секрет!
Не могу умолчать о подвиге советских альпинистов во время блокады. Шпиль Петропавловского собора покрывали серой краской. Альпинисты жили в самом соборе, чтобы не тратить силы и время на дорогу домой.
Если Петр Телушкин работал на шпиле в мирное время, днем и за вознаграждение, то 30 спортсменов-альпинистов маскировали высотные доминанты Ленинграда зимой, сначала под обстрелом, а потом вообще делали это ночью. На стрелке Васильевского острова стояли зенитки для защиты во время работы.
В 2018 году ушел из жизни Михаил Михайлович Бобров, последний из альпинистов, работавших во время войны по маскировке города. Уже в наше время он стал основателем традиции - 9 мая поднимался вместе в маленькими петербуржцами на колокольню Петропавловского собора и рассказывал им о днях блокады.
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»
Теперь еще во ВКонтакте - здесь мы ходим на экскурсии, присоединяйтесь!