Найти тему
Проповедь в руинах

Опасна ли Иисусова молитва?

С первых своих шагов в Церкви человек узнает из книг о таком спасительнейшем духовном делании, как Иисусова молитва. И с первых же шагов, только уже не их книг, а из реальной церковной жизни он узнает о каком-то странном табу, которое негласно на нее наложено. Все знают об этой молитве, но даже говорить об этом не решаются. Нарушим эту странную традицию и порассуждаем об Иисусовой молитве. В современном виде выглядит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Главными помощниками на пути моего воцерковления были книги. Из книг я как следует узнал о монашестве, о святых и, конечно, столкнулся с Иисусовой молитвой. Святые Отцы писали о ней много, было видно, что эта молитва наряду с Таинствами Церкви является пульсом духовной жизни или ее дыханием. Параллельно с этой святоотеческой книжной реальностью была другая – наша современная церковная жизнь. Вникая в нее, по крайней мере, в жизнь приходскую, возникало ощущение, что о молитве Иисусовой попросту никто не знает. Я уже помогал батюшке в алтаре, когда впервые решился заговорить об этой молитве, правда, не с батюшкой, а со своим знакомым пономарем. На мой вопрос, пробовал ли он так молиться, товарищ ответил кратко: «А кто меня благословлял?» На этом разговор закончился. Потом уже в семинарии с одним своим другом я в очередной раз поднял эту тему. «Молюсь иногда, когда вспоминаю, - ответил он. – Правда, редко. – И зачем-то пояснил, насколько редко: - Где-то раз в час». Сейчас я, конечно, понимаю, что многие люди не хотят говорить на эту тему, потому что упражнение в молитве Иисусовой – дело личное, глубинное, совершаемое не на показ. Но тогда я был в растерянности. А когда услышал, что упражнение в Иисусовой молитве – дело духовно опасное, ведущее к прелести, вообще почувствовал себя в тупике.

Действительно, при поверхностном исследовании этого вопроса возникает некая путаница. Из святоотеческих книг становится ясно, что Иисусова молитва была известна христианам с самой глубокой древности. Тогда были в ходу и другие краткие молитвословия, например, молитва мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», но Иисусова молитва постепенно вытеснила их всех из широкого употребления. И вот здесь легкомысленный читатель сталкивается с такой проблемой: многие Святые Отцы пишут, что Иисусова молитва – это прямой путь ко спасению, однако некоторые другие говорят об опасности этого духовного делания. В частности, преподобный Нил Сорский пишет, что «память Божия, то есть умная молитва (одна из степеней Иисусовой молитвы, прим. автора), выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе, тот удобно умерщвляется бесами (если будет попущено) как взыскавший достигнуть того дерзостно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения»

Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это недоумение во 2 томе своих Аскетических опытов: «При поверхностном взгляде завещание преподобного Нила может представиться противоречащим законоположению Священного Писания, святых Отцов и Преданию Церкви. Тут нет противоречия, тут говорится о молитве Иисусовой в ее высшей степени. Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою с целию покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа; но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом, в сердечной клети». То есть высшие степени молитвы Иисусовой, которые требуют значительного приготовления, могут быть, действительно, духовно опасными без должного руководства. Однако к молитве устной призваны все без исключения христиане. Такой способ не таит в себе никакой опасности. Он лишь требует исполнения нескольких простых правил:

1. Цель молитвы Иисусовой – покаяние. Некоторые христиане, приступая к молитве именем Господа, ищут каких-то сверх-способностей и сверх-дарований, то есть хотят стать лучше других, что, конечно, продиктовано гордыней. А начало всякого духовного делания – это смирение, необходимо так настроить свою душу, чтобы поставить себя ниже всех, считать себя хуже всех.

2. Следует отвергать все помыслы и мечтания, не только греховные, но и те, что кажутся благими. Враг молитвы – это помыслы. Если ими увлечься, то от молитвы ничего не останется. Причем греховные помыслы очень искусно маскируются под благие, поэтому Святые Отцы учат отвергать полностью все без исключения помыслы во время молитвы. Чтобы справится с этой задачей, нужно знать следующий прием.

3. Удерживать свой ум в словах молитвы. Это не просто. Ум будет уставать в этих словах, вырываться из них. Следует из раза в раз возвращать его и снова держать в словах молитвы, полностью сосредотачиваясь на них.

В завершение статьи следует обратить внимание еще на одну закономерность. Многие благочестивые христиане начинали упражняться в молитве Иисусовой, но не многие устояли. Виной тому и мирская суета, и наша леность, потому что молитва – это всегда труд, на который требуется понуждение. Масса всевозможных причин. Но нет ни одной из них такой, которая бы действительно воспрепятствовала нам молиться именем Господа. Самое время снова начать:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!