Найти в Дзене
Валерий Жуков

"Машина Времени". Из стерео в моно

Оглавление

Когда-то было здорово просто записать звук. И тем самым сохранить его на века. Потом звук из одного динамика стал скучен, на звукозаписывающих студиях появились двухдорожечные магнитофоны, а музыка полилась с двух сторон. Всё-таки у человека два уха!

Первая стереофония была проста как правда. Точнее, правдой она как раз и не была. Справа – голоса, слева – инструменты. Например. Какая же здесь правда? Но время шло, стереофония развивалась качественно и территориально, уверенно завоевав и Советский Союз. Примерно в 60-70-х. Местами перетекая в квадрофонию. И даже пластинка (пластинки) была в квадро в 80-х! Сейчас квадро применено форматно в DVD и BRD.

Но вернёмся в тему. Машина Времени всегда очень неплохо записывалась. Даже в те времена. Концерты, репетиции. Студии, конечно. Оказалось, что проблема лежит в сохранении записанного: до нас добрался малый процент из когда-то существовавшего. Но вскрылся и другой момент.

Мне всегда казалось несколько нелепым параллельное существование четырёх первых альбомов Битлз в моно и стерео. Ведь на проигрывателе есть кнопка переключения из стерео в моно! Ну да, был как раз переходный период внедрения стереофонических проигрывателей, постепенно вытеснявших их предшественников. Похоже, что для Машины Времени всё обстояло аналогично, только вместо проигрывателей пластинок фигурировали магнитофоны. Так, да не так!

За исключением нескольких эпизодов первого десятилетия своего существования, студийные записи группы всегда происходили на многоканальной аппаратуре. Поэтому сведение фонограммы в стерео было логических итогом любых сессий. Кроме работ для кино. Хотя и тут были возможны варианты!

Фильм "Душа"

Первой полноформатной работой в кино для группы стал фильм Душа, а вышедшая через год после него Баллада о доблестном рыцаре Айвенго в прокате рекламировалась как первый в Союзе стереофонический фильм. Логичнее было бы начинать с более насыщенной песнями-музыкой картины, каковой и была Душа! В итоге получился следующий фокус: в отношении Машины нам доступны в стерео почти все записанные к Душе песни собственно в машинном исполнении. То есть, Право, Кого ты хотел удивить?, Бег по кругу, За тех, кто в море и Путь. Сказал "почти", потому что вообще пока нет в обороте фонограммы песни Будет день, а она также записывалась помимо вышеназванных.

Так вот, нам доступны это означает, что в сети пять перечисленных песен в стерео есть. А что же в официальном издании?

Путь и За тех, кто в море. Быстро, по меркам Мелодии, вышли на гибкой (моно по определению) и виниловой (стерео) пластинках формата миньон. Затем вошли на кассету (без названия) и диск-гигант В добрый час. В стерео, естественно. В постсоветские времена прошли через КД В добрый час (стерео), а Путь оказался Скажи, мой друг... в почему-то моно-сведении на КД КТХУ.

Право в данном виде официально на звуковых носителях не издавалось, Кого ты хотел удивить? вошла на одноимённый КД в моно-сведении, Бег по кругу — в аналогичном виде на Неизданное-2. Какова причина преобразования стерео в моно на вышеперечисленных изданиях? Быть может, здесь есть какой-то скрытый смысл?

Звук: 5 песен для "Души"

Псевдо-ГИТИС

За два года до Души новый состав группы с энтузиазмом репетировал в ГИТИСе. И записались, вроде бы. Ведь в 1978-м Машина записалась! Високосники там записались, Воскресенье... Да и воспоминания машинистов свидетельствуют об этом.

Была довольно распространена плёнка со студийками песен:

01 Право
02 Родной дом
03 Кафе "Лира"
04 Будет день
05 Поворот
06 Свеча
07 Ах, что за Луна
08 Три окна

Записи слушались вполне однородно, были монофоническими, перетекали по сборникам начала 80-х. Да и барабаны на этой записи звучали схоже с ГИТИСом-78 у Машины. А в списке студии Колокол была строка ГИТИС-79 с продолжительностью в 30 минут. Бинго! Та самая запись!

И вдруг – явление народу номеров 02 и 03 в стерео! Таком стандартном, присущем Машине в других студиях 80-го. А также фрагментарно вырисовывается стерео в 01. Андрей Макаревич вспомнил-предположил запись в ГДРЗ, где также тогда отметился и Автограф. Но что же можно сказать про пять оставшихся песен? Они тоже были в стерео? Где и когда они записывались?

-2

Звук: псевдо-ГИТИС-79 (не лучший вариант, зато звук целиком с одной плёнки)

Звук: Родной дом и Кафе "Лира" в стерео. У Родного дома нет фейда в хвосте!

Звук: Кафе "Лира" с пяти-дискового издания к пятидесятилетию группы. Качественный звук, но сведение в моно.

Студия в Тбилиси

Воспоминания гласят о записи во время фестиваля Весенние ритмы Будет день, Синяя птица и Свеча в тбилисской студии Мелодии. Что так она в Тбилиси и осталась, эта запись. До сих пор нигде не всплыла. Также Отар Кушанашвили вспоминал, что "грузинское радио после победы Машины на каком-то рок-ристалище в Тбилиси без конца крутило Свечу и Мы в такие шагали дали..."

А не могут ли Будет день и Свеча из предыдущего псевдо-ГИТИСа быть тбилисскими? Правда, это немного не в тематике статьи. Но вопрос остался.

-3

Звук: Будет день и Свеча из псевдо-ГИТИСа.

ЕЩЁ НЕ КОНЕЦ