Как подобрать "правильного" учителя для своего ребенка? На что смотреть и какими критериями руководствоваться? Что первично, а что вторично при выборе учителя?
Эти вопросы волнуют многих родителей, ведь учителям мы доверяем самое ценное - своих детей. И не просто доверяем ради времяпровождения этих детей, а мы хотим чтобы ребенок был увлечен учебой, мотивирован (ведь только увлеченный ребенок может показать хорошие результаты в понимании предмета и школьном курсе в целом).
За годы преподавания и найма людей на позицию учителя в свои школы у меня сформировался четкий критерий отбора "успешных" преподавателей. Итак по порядку. Какой же портрет "правильного" учителя и какие правила выбора?
Правило №1 - опыт и квалификация учителя - не важны! Никакие дипломы, грамоты и тп - если при выборе школы/репетитора вас склоняют к выбору основываясь только на этих "документах" - лучше отказаться от такой организации. Не важно насколько дипломированный будет учитель, если он "выгорел" - ребенка не интересует его былые достижения и грамоты, ему важно здесь и сейчас какой человек с ним, как он на него реагирует и взаимодействует.
Правило №2 - в каких условиях работает учитель (какой класс, чем оснащен, наполненность) - важно, что вы отдаете ребенка на длительный период времени (год-несколько лет), и важно, чтобы учитель, который вас устроил сегодня, был таким же "устраивающим" вас через период времени. По собственному опыту знаю - интерес ребенка и в конечном счете его успехи по тем или иным предметам напрямую зависят от связки учитель+окружение (оснащение класса и другие ученики). Если вы заходите в класс/учебный центр, а там кроме столов и стульев ничего нет - в таком процессе никакой учитель не будет долго оставаться "правильным", а через какое то время превратится в чтеца учебного материала.
До этого момента мы рассматривали вопрос выбора без участия самого учителя, сейчас рассмотрим на что обращать внимание при первом знакомстве.
Правило №3 - улыбка. Успешный педагог - он улыбается! Это не постановочная улыбка (приказало руководство или так принято), это искренняя улыбка от чистого сердца. Когда человек улыбается, то он передает свое настроение окружающим, а на детей это влияет просто фантастически. Это абсолютно нормально, что учитель при общении с родителями открыт, улыбается и весел. По опыту - улыбающийся человек умеет быть гибким и находить выход из нешаблонных ситуаций (а проведение занятий это всегда экспромт!). Еще не маловажный фактор - сейчас растет поколение миленеалов - людей (детей), которым абсолютно безразличны былые заслуги, им важно какая ситуация в моменте.
Правило №4 - поведение учителя. За все время работы я выработал четкое понимание - только 2 формы поведения при знакомстве с детьми могут сказать - это общение и дальнейшая коммуникация будет успешна или нет. Педагог, который обращается к творческому началу ребенка (он говорит вообрази, представь, смотри ......., подумай и тп.) т.е. идет от интереса ребенка к предмету. Второй - увлеченный педагог (он может в отличие от предыдущего мало улыбаться (тут можно делать некоторое исключение, если этот психотип подходит конкретно вашему чаду), но он дико увлечен своей темой или предметом. Таких людей еще может выдавать "чудаковатость", странности в выборе одежды и тп - но это ни в коей мере не должно повлиять на выбор! Наши представления о прекрасном не должны вмешиваться в вопросы, касающихся другого человека (вашего ребенка).
Правило №5 - на каком месте деньги? Как бы банально это не звучало - деньги для учителя не на первом месте. Да, он может быть высокооплачиваемым, да он может это уточнить (вы с нашими ценами ознакомились? и подобные фразы). Учитель, который сможет заинтересовать вашего ребенка в первую очередь направлен на собственную реализацию (своего потенциала и себя как учителя) и деньги в этой связке являются лишь следствием всеобщего признания.
Эти правила были получены на основе личного практического опыта работы с детьми. Они подойдут большинству родителей, но в любом правиле есть исключения (тут важно еще учитывать психологические особенности каждого индивида и бывают ситуации, когда нет психологической совместимости по описанным правилам или наоборот - есть совместимость вопреки всем правилам). В любом случае - каждая ситуация уникальна и каждый родитель сам выбирает каким алгоритмам ему следует придерживаться при выборе учителя для своего ребенка.
А у вас был учитель, который врезался в вашу память и самы положительным образом отразился на вашей жизни? Делитесь в комментариях!
Если вам эта статья была полезна - подписывайтесь на канал. Тут мы будем рассматривать актуальные вопросы образования и выбора направления для развития детей.