Всем привет! В свое время тройка в школе по математике заставила меня творчески переосмыслять материал. В связи с этим на данный момент накопилось очень много приемов объяснений разных тем по математике. Возможно эти приемы помогут ответственным родителям, пригодятся репетиторам, мотивированным ученикам. Я не претендую на уникальность, просто иногда такие способы помогают "безнадежным" ученикам удивить учителей.
Первый способ
Изначально я всегда рассматриваю числа как что-то живое. Например число 5 - это 5 белочек. При этом каждому числу приписываем настроение. Этот способ незаменим при решении уравнений, об этом в другой раз.
Важные правила:
1. настроение числа будет всегда писаться впереди!
2. Если перед числом нет настроения, значит оно положительное
Например "14-18" - перед числом 14 ничего не написано, это значит что настроение у него хорошее. А у 18 впереди "-", значит настроение плохое.
Следующий шаг - это пояснить систему вычислений:
1. Выписать числа с одинаковым "настроением" в одну колонку;
2. Все числа в одной колонке необходимо сложить и ниже записать результат;
3. Числа в разных колонках необходимо вычесть и ниже записать результат;
4. Определить "настроение" числа: допустим в колонке положительных чисел получилось 28, а в колонке отрицательных 14, 28 больше 14 значит после всех вычислений ответ будет иметь положительный знак. Обычно "настроение" ответа я прошу записывать сразу, если это возможно, а все вычисления уже производить потом.
Пример: 12-34+45-25
Определим теперь "настроение" числа. 59 - это числа с "плохим настроением", а 57 - с "хорошим". 59 больше 57 значит "настроение у числа будет плохое". Полный ответ: -2
Второй способ
Этим приемом пользуются пожалуй многие, но возможно будет полезно. Рассматриваем положительные и отрицательные числа как денежные отношения. Говорю ребенку, что он продавец в магазине. Числа с минусом заменяем словом "Дай", а с плюсом "Возьми". При этом не забываем уточнить, что если перед числом ничего не написано значит перед ним "+" по умолчанию.
Пример:
12-34+45-25
Возьми 12, дай 34, возьми 45, дай 25.
Пример пояснения:
Считаем поэтапно. "Возьми" 12 (на прилавок положили 12 конфет), пришел покупатель и просит"дай 34". А у тебя только 12. Сколько конфет ты будешь должен? Верно 22 конфеты. Если должен, значит запишем себе в долговую тетрадь "-22". Далее пришел привоз и тебе сказали "возьми 45 конфет". Первым делом отдай долг 22 конфеты. Сколько у тебя останется? Верно 23 конфеты. Далее пришел покупатель и просит"дай 25 конфет", а у тебя только 23 конфеты. Сколько ты будешь должен? Верно 2 конфеты. А если должен, значит знак числа: "-". Полный ответ: "-2"
Одновременно со счетом сверху записываем результат, так проще ориентироваться.
Если у уважаемых читателей есть свои способы объяснения сложных тем, с удовольствием возьму на вооружение)